новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





E-zine: забудьте о бумаге


Появление и развитие коммуникационной среды интернет привело к тому, что бумажные фэнзины окончательно потеряли свою актуальность, уступив место электронным зинам (е-zine). Новые технологии, позволяющие делать свое издание быстро и с минимумом затрат в настоящее время выглядят столь перспективно, что поставили под вопрос существование бумажных панк-фэнзинов, требующих излишнего внимания при сборке, дополнительных денежных средств на тираж и особых усилий при распространении. 

Зарождение первых фэнзинов напрямую было связано с выпуском копировальной машины Xerox, позволяющей дешево, технологически качественно и быстро тиражировать на бумаге любую, извините, хуйню. Панки, которых «недолюбливали» в прессе, удостоили этой машине особое внимание и, следуя принципу «вырезал-наклеил», научились делать собственные независимые, бесцензурные издания. Что из этого вышло, могут рассказать некоторые посетители панк.ру, сведущие в этом вопросе больше меня. Я же хотел обратить внимание на то, что появление новых форм коммуникации зачастую обусловлено технологическими нововведениями.  

E -zine чаще всего представляет из себя обычный сайт в интернете. Как и в офлайновом, «традиционном» фэнзине он имеет обложку, рубрики, редакцию в виде модераторов и т.д. Главная заслуга такого зина заключается в его оперативности и все доступности. Любой пользователь интернета в независимости от своего территориального расположения, не выходя из дома или не покидая места учебы/работы,  может читать в режиме онлайн новости, статьи, рецензии на музыку, отчеты о концертах  и т.д. Не надо ждать месяцами, пока почтовая служба доставит заказанный журнал, всего-то достаточно дозвонится до своего провайдера и получить нужную информацию. У электронного фэнзина есть и другие плюсы.

Чтобы читать e-zine, не нужно платить его редакторам, которые могут получать деньги за счет  баннерной рекламы или (в случае с некоммерческими d.i.y. фэнзинами) размещать ресурс на бесплатном домене второго уровня. Доступ к информации существенно облегчают гиперссылки, помогающие найти более подробные сведения по тому или иному вопросу. Допустим читатель заинтересовался группой, фигурирующей в e-zin’e, - гиперссылка приведет его на сайт группы или те интервью и рецензии, которые доступны в сети. На страницах e-zin’а помимо слов можно также размещать и мп3 файлы с музыкой, для околомузыкального издания это большой плюс. Также посетители самостоятельно, без дополнительного вмешательства редакторов, могут дискутировать в колонках (они же – форумы, конференции) и открывать собственные темы. Существенно облегчается связь с создателями издания: e-mail и гостевая книга к вашим услугам. Если e-zine неприятно читать с экрана монитора, можно распечатать особо интересные материалы или даже весь e-zine, позже хвастаясь перед знакомыми собственной офлайновой копией. 

Для тех энтузиастов, которые несмотря ни на что, решили взгромоздить на свои плечи тяжкое бремя редакторов независимого медиа, e-zine - настоящее спасение. При знании специального языка программирования и разметки гипертекста (типа HTML) поддерживать сайт легче, чем ежемесячно вырезать и клеить обычный панк-фэнзин. Не нужно заморачиваться с дизайном, достаточно однажды смакетировать и придать форму e-zin’а, в дальнейшем только добавляя новую информацию путем «copy-paste». При этом визуальная сторона сайта, богатая яркими цветами, заметно выигрывает перед черно-белыми офлайновыми журналами. Да, в интернете в отличие от профессиональной полиграфии не надо платить за использование цветовой гаммы. Небольшие трудности возникнут, если сайт находится на бесплатном домене и имеет ограничения на размещение определенных файлов (например, мп3). Тогда достаточно давать ссылки на те ресурсы, где их можно найти (в случае с мп3 безусловным лидером до сих пор остается сайт audiogalaxy.com). В конце концов, необязательно все держать у себя. Лучше возрадоваться тому, что больше не надо сотрудничать с сомнительными дельцами из рок-магазинов и бояться обвинений в том, что фэнзин располагается рядом с фашистскими товарами. В сети все связаны и находятся на расстоянии одной ссылки, - таков главный принцип интернета. 

С другой стороны сетевое издание требует большего внимания. Если сайт интерактивен, т.е. имеет форум или другие онлайновые формы связи с читателями, он требует модерирования и обновления. Обычно электронные зины избегают интерактивности, представляя собой куски мертвой информации, обновляющейся однажды и сразу, - по мере «выхода» нового номера. Читатели быстро теряют интерес к такому изданию, и если ресурс не обладает рекламными площадями или ссылками на дружественных сайтах, он теряет посещаемость и ставит под вопрос свое существование. Немногие рискуют (да и у них не очень-то получается) создавать «текучие» и-зины, которые постоянно обновляются (минимум раз  в неделю), имеют собственную ленту новостей, рассылку и интерактивны в своей сущности. Такие ресурсы могут оперативно распространять важную информацию, быстро указывать на изменения в дистро-листах и иметь постоянную и преданную аудиторию (яркий пример панк.ру). На подобных сайтах есть модератор который следит за «поведением» посетителей, отслеживает флейм и занимается прочей технической поддержкой. Если зин некоммерческий в своей основе, то бедолага, как и в случае с бумажным фэнзином, тратит исключительно свое время, но не деньги (при условии, что обладает бесплатным доступом к сети). 

Преимущества e-zin’а очевидны: не надо платить за «подписку» и тираж, информация неограниченна каким-либо рамками (типа количества того же тиража или географического нахождения читателей) и доступна всем. Не мало важно и то, что e-zine - это настоящий диайвай, правда, созданный в программной среде (что скорее говорит о вторичности формы, но не ставит под вопрос оригинальность содержания).

Вместе с тем, существует ряд вопросов и проблем, по которым не принято идеализировать e-zine в России. Прежде всего, это ужасное состояние связи на территории страны и крайне дефицитное наличие на руках у российских панков персональных компьютеров подключенных к сети. С Москвой и Питером все понятно, к сожалению, где-нибудь в Нововорнеже или Лебедяни интернет-кафе отсутствуют. Активные неформальные деятели из российских регионов в отсутствие той информации, которую ежесекундно дает интернет, становятся малоинтересными столичным коллегам. Жителям двух столиц нечего отослать на обмен товарищам, кроме как распечатки из интернета. Но и этим они занимаются крайне редко: неохота тратить свои деньги, - из провинции все равно прейдет «некрасивое» старье, а если заплатить провайдеру, то на сайте Fat Wreck Chords… 

Ситуация печальная, хотя многих ли это волнует? Интересно, что сами e-zin’ы, несмотря на свои неоспоримые преимущества и воистину потрясающие возможности, не радуют свежестью и частыми обновлениями. В принципе, это понятно, - форматы и технологии могут меняться, человеческий фактор остается прежним. Редактора и-зинов при подборке материалов сталкиваются с теми же проблемами, что и самиздатели бумажных фэнзинов. Авторы статей обычно ленивы и пассивны, пообещай им немного денег, и необходимые материалы появятся на следующий день, но откуда у некоммерческого издания деньги? Большинство «профессиональных» журналистов также ставят на первое место оплачиваемую писанину, а о просьбе из панк-зина вспоминают редко и в самый неподходящий момент. Другие боятся критически настроенных товарищей, готовых растерзать в пух и прах в форуме личность, отважившуюся на этот поступок, не забыв заодно покопаться в ее грязном белье. В итоге сайт не получает развития и жалко выглядит в сравнении с ежедневно обновляющимися мощными информационно-развлекательными порталами и ресурсами коммерческих поп-панк-групп, где модераторам за работу платят деньги. «Преданные» поклонники быстро ссорятся и расползаются кто куда… E –zine теряет поддержку, которая в сети особа важна: повсюду враги, хакеры и прочие недоброжелатели. Конечно, при знании простых программных азов можно легко справиться и с ними, но зачем и ради кого? Сетевой фэнзин в данном случае становится неплохой лакмусовой «бумажкой», если уж он не катит, то что уж говорить о других формах «связи». К сожалению, посетители сайта быстро забывают об этом очевидном факте, а ведь именно от них зависит будущее издания.

Гуля Калькенин (ex-редактор офлайнового панк-фэнзина Positive):
«С радостью выслушаю дополнения, комментарии и отвечу на волнующие вопросы.
Электронный адрес для связи прежний: antpositive@mail.ru»

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ссылки по теме:

http://www.zinebook.com/ - книга на английском языке, посвященная истории и анализу фэнзинов. Множество статей отвечающих на вопросы: что такое фэнзин, е-zine, punk-zine? как выглядел первый фэнзин?, интервью с издателями зинов, подборка интересных публикаций, советы для тех, кто хочет делать электронный журнал. В книге есть даже глава, посвященная русскому рок-самиздату.

http://pinaygovno.chat.ru - питерский e-zine с интересными картинками.

http://tarakany.ru/sam/ - Дима Сид из группы "Тараканы" дает советы на собственном сайте, как что-либо сделать самому и рассуждает возможен ли настоящий ди-ай-вай в России.

http://www.hardcoremusic.narod.ru/ - e-zine о гитарном хардкоре и не только.

http://www.spbclub.ru/vozduh/index.htm  - подборка ссылок на питерские фэнзины (ска-панк-хардкор In a free land, журнал об экспериментальной музыке "Бульдозер", альтернативный фэнзин "Воздух" и т.д.)







Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!