Появление
и развитие коммуникационной среды интернет
привело к тому, что бумажные фэнзины
окончательно потеряли свою актуальность,
уступив место электронным зинам (е-zine).
Новые технологии, позволяющие делать свое
издание быстро и с минимумом затрат в
настоящее время выглядят столь
перспективно, что поставили под вопрос
существование бумажных панк-фэнзинов,
требующих излишнего внимания при сборке,
дополнительных денежных средств на тираж и
особых усилий при распространении.
Зарождение
первых фэнзинов напрямую было связано с
выпуском копировальной машины Xerox,
позволяющей дешево, технологически
качественно и быстро тиражировать на
бумаге любую, извините, хуйню. Панки,
которых «недолюбливали» в прессе,
удостоили этой машине особое внимание и,
следуя принципу «вырезал-наклеил»,
научились делать собственные независимые,
бесцензурные издания. Что из этого вышло,
могут рассказать некоторые посетители панк.ру,
сведущие в этом вопросе больше меня. Я же
хотел обратить внимание на то, что
появление новых форм коммуникации зачастую
обусловлено технологическими
нововведениями.
E -zine
чаще всего представляет из себя обычный
сайт в интернете. Как и в офлайновом, «традиционном»
фэнзине он имеет обложку, рубрики, редакцию
в виде модераторов и т.д. Главная заслуга
такого зина заключается в его
оперативности и все доступности. Любой
пользователь интернета в независимости от
своего территориального расположения, не
выходя из дома или не покидая места учебы/работы,
может читать в режиме онлайн новости,
статьи, рецензии на музыку, отчеты о
концертах и т.д. Не
надо ждать месяцами, пока почтовая служба
доставит заказанный журнал, всего-то
достаточно дозвонится до своего провайдера
и получить нужную информацию. У
электронного фэнзина есть и другие плюсы.
Чтобы
читать e-zine,
не нужно платить его редакторам, которые
могут получать деньги за счет
баннерной рекламы или (в случае с
некоммерческими d.i.y.
фэнзинами) размещать ресурс на бесплатном
домене второго уровня. Доступ к информации
существенно облегчают гиперссылки,
помогающие найти более подробные сведения
по тому или иному вопросу. Допустим
читатель заинтересовался группой,
фигурирующей в e-zin’e,
- гиперссылка приведет его на сайт группы
или те интервью и рецензии, которые
доступны в сети. На страницах e-zin’а
помимо слов можно также размещать и мп3
файлы с музыкой, для околомузыкального
издания это большой плюс. Также посетители
самостоятельно, без дополнительного
вмешательства редакторов, могут
дискутировать в колонках (они же – форумы,
конференции) и открывать собственные темы.
Существенно облегчается связь с
создателями издания: e-mail
и гостевая книга к вашим услугам. Если e-zine
неприятно читать с экрана монитора, можно
распечатать особо интересные материалы или
даже весь e-zine,
позже хвастаясь перед знакомыми
собственной офлайновой копией.
Для тех
энтузиастов, которые несмотря ни на что,
решили взгромоздить на свои плечи тяжкое
бремя редакторов независимого медиа, e-zine
- настоящее спасение. При знании
специального языка программирования и
разметки гипертекста (типа HTML)
поддерживать сайт легче, чем ежемесячно
вырезать и клеить обычный панк-фэнзин. Не
нужно заморачиваться с дизайном,
достаточно однажды смакетировать и придать
форму e-zin’а,
в дальнейшем только добавляя новую
информацию путем «copy-paste».
При этом визуальная сторона сайта, богатая
яркими цветами, заметно выигрывает перед
черно-белыми офлайновыми журналами. Да, в
интернете в отличие от профессиональной
полиграфии не надо платить за
использование цветовой гаммы. Небольшие
трудности возникнут, если сайт находится на
бесплатном домене и имеет ограничения на
размещение определенных файлов (например,
мп3). Тогда достаточно давать ссылки на те
ресурсы, где их можно найти (в случае с мп3
безусловным лидером до сих пор остается
сайт audiogalaxy.com).
В конце концов, необязательно все держать у
себя. Лучше возрадоваться тому, что больше
не надо сотрудничать с сомнительными
дельцами из рок-магазинов и бояться
обвинений в том, что фэнзин располагается
рядом с фашистскими товарами. В сети все
связаны и находятся на расстоянии одной
ссылки, - таков главный принцип интернета.
С другой
стороны сетевое издание требует большего
внимания. Если сайт интерактивен, т.е. имеет
форум или другие онлайновые формы связи с
читателями, он требует модерирования и
обновления. Обычно электронные зины
избегают интерактивности, представляя
собой куски мертвой информации,
обновляющейся однажды и сразу, - по мере «выхода»
нового номера. Читатели быстро теряют
интерес к такому изданию, и если ресурс не
обладает рекламными площадями или ссылками
на дружественных сайтах, он теряет
посещаемость и ставит под вопрос свое
существование. Немногие рискуют (да и у них
не очень-то получается) создавать «текучие»
и-зины, которые постоянно обновляются (минимум
раз в неделю), имеют
собственную ленту новостей, рассылку и
интерактивны в своей сущности. Такие
ресурсы могут оперативно распространять
важную информацию, быстро указывать на
изменения в дистро-листах и иметь
постоянную и преданную аудиторию (яркий
пример панк.ру). На подобных сайтах есть
модератор который следит за «поведением»
посетителей, отслеживает флейм и
занимается прочей технической поддержкой.
Если зин некоммерческий в своей основе, то
бедолага, как и в случае с бумажным фэнзином,
тратит исключительно свое время, но не
деньги (при условии, что обладает
бесплатным доступом к сети).
Преимущества
e-zin’а
очевидны: не надо платить за «подписку» и
тираж, информация неограниченна каким-либо
рамками (типа количества того же тиража или
географического нахождения читателей) и
доступна всем. Не мало важно и то, что e-zine
- это настоящий диайвай, правда, созданный в
программной среде (что скорее говорит о
вторичности формы, но не ставит под вопрос
оригинальность содержания).
Вместе с
тем, существует ряд вопросов и проблем, по
которым не принято идеализировать e-zine
в России. Прежде всего, это ужасное
состояние связи на территории страны и
крайне дефицитное наличие на руках у
российских панков персональных
компьютеров подключенных к сети. С Москвой
и Питером все понятно, к сожалению, где-нибудь
в Нововорнеже или Лебедяни интернет-кафе
отсутствуют. Активные неформальные деятели
из российских регионов в отсутствие той
информации, которую ежесекундно дает
интернет, становятся малоинтересными
столичным коллегам. Жителям двух столиц
нечего отослать на обмен товарищам, кроме
как распечатки из интернета. Но и этим они
занимаются крайне редко: неохота тратить
свои деньги, - из провинции все равно
прейдет «некрасивое» старье, а если
заплатить провайдеру, то на сайте Fat Wreck
Chords…
Ситуация
печальная, хотя многих ли это волнует?
Интересно, что сами e-zin’ы,
несмотря на свои неоспоримые преимущества
и воистину потрясающие возможности, не
радуют свежестью и частыми обновлениями. В
принципе, это понятно, - форматы и
технологии могут меняться, человеческий
фактор остается прежним. Редактора и-зинов
при подборке материалов сталкиваются с
теми же проблемами, что и самиздатели
бумажных фэнзинов. Авторы статей обычно
ленивы и пассивны, пообещай им немного
денег, и необходимые материалы появятся на
следующий день, но откуда у некоммерческого
издания деньги? Большинство «профессиональных»
журналистов также ставят на первое место
оплачиваемую писанину, а о просьбе из панк-зина
вспоминают редко и в самый неподходящий
момент. Другие боятся критически
настроенных товарищей, готовых растерзать
в пух и прах в форуме личность, отважившуюся
на этот поступок, не забыв заодно
покопаться в ее грязном белье. В итоге сайт
не получает развития и жалко выглядит в
сравнении с ежедневно обновляющимися
мощными информационно-развлекательными
порталами и ресурсами коммерческих поп-панк-групп,
где модераторам за работу платят деньги. «Преданные»
поклонники быстро ссорятся и расползаются
кто куда… E –zine
теряет поддержку, которая в сети особа
важна: повсюду враги, хакеры и прочие
недоброжелатели. Конечно, при знании
простых программных азов можно легко
справиться и с ними, но зачем и ради кого?
Сетевой фэнзин в данном случае становится
неплохой лакмусовой «бумажкой», если уж он
не катит, то что уж говорить о других формах
«связи». К сожалению, посетители сайта
быстро забывают об этом очевидном факте, а
ведь именно от них зависит будущее издания.
Гуля
Калькенин (ex-редактор офлайнового панк-фэнзина
Positive):
«С
радостью выслушаю дополнения, комментарии
и отвечу на волнующие вопросы.
Электронный адрес для связи прежний:
antpositive@mail.ru»
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ссылки по
теме:
http://www.zinebook.com/
- книга на английском языке, посвященная
истории и анализу фэнзинов. Множество
статей отвечающих на вопросы: что такое
фэнзин, е-zine, punk-zine? как выглядел первый
фэнзин?, интервью с издателями зинов,
подборка интересных публикаций, советы для
тех, кто хочет делать электронный журнал. В
книге есть даже глава, посвященная русскому
рок-самиздату.
http://pinaygovno.chat.ru
- питерский e-zine с интересными картинками.
http://tarakany.ru/sam/
- Дима Сид из группы "Тараканы" дает
советы на собственном сайте, как что-либо
сделать самому и рассуждает возможен ли
настоящий ди-ай-вай в России.
http://www.hardcoremusic.narod.ru/
- e-zine о гитарном хардкоре и не только.
http://www.spbclub.ru/vozduh/index.htm
- подборка ссылок на питерские фэнзины (ска-панк-хардкор
In a free land, журнал об экспериментальной
музыке "Бульдозер", альтернативный
фэнзин "Воздух" и т.д.)