новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





Люк Хаас/TIAN AN MEN 89 RECORDS


Люк Хаас - великий человек из Франции, очень многое сделавший для международного панк-движения, а для панк-рока стран третьего мира, вероятно, больше, чем кто-либо ещё. Он выпускает пластинки на своём лейбле "Tian An Men 89 Records", пишет обзоры сцен для "Maximumrocknroll", составляет справочники по дискографии панк-рока из стран Азии и Восточной Европы.

Внимание: "TAM 89" разыскивает панк- и хардкор-группы из Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана, Туркменистана, Таджикистана, а также из национальных республик Российской Федерации.

Вопросы и сокращённый перевод - Шрпв.

Оригинальная версия интервью размещена в фанзине "Blah-Blah-Blood" №1 (17 руб. РФ / $1 остальной мир на адрес: Дмитрий Иванов, а/я 30, Санкт-Петербург-9, 195009, Россия / справки - iq0@pisem.net)

? - Почему ты создал лейбл?

- Я создал "Tian An Men 89 Records" в 1993-м, после того как год за годом предлагал различным панк-лейблам выпускать группы из отдалённых или тоталитарных стран, со всё меньшим и меньшим успехом... Почему бы не сделать это самому? Я уже выпускал группы из Чехословакии и ГДР на своём кассетном лейбле "Ukrutnost Tapes" в 1986 году.

? Почему такое название - "Тянь Ань Мынь 89"?

- Ну, я впервые попал в Китайскую Народную Республику в 1987 году, там у меня случилась первая "настоящая любовь". С 1988 по 1990 я изучал китайский. Когда в 1989-м произошли массовые убийства выступавших за демократию демонстрантов на площади Тянь Ань Мынь, я был как раз в самой гуще своих китайских исследований. Все мои друзья были на площади и я был просто в шоке от случившегося. Но 1989-й также считается "годом свободы", была разрушена Берлинская стена и все диктаторские режимы в Восточной Европе пали один за другим, как домино. Туда я тоже ездил, начиная с 1983-го, и встречался с местными группами и активистами: Польша, ГДР, ЧССР, Венгрия, СССР... Я выбрал такое название для лейбла, потому что резня на площади Тянь Ань Мынь не должна быть забыта, и ещё потому, что 1989-й был самым потрясающим и трогательным годом моей жизни.

? Почему "TAM89" выпускает только винил?

- Уфф, потому что я люблю винил, это более "естественный" формат. Природа - аналоговая информация. Математические формулы - это цифровые форматы. Я предпочитаю природу.

? Почему все релизы выходят тиражом в 500 экземпляров? Окупаются ли они?

- У меня никогда особенно не спрашивали уже распроданные пластинки, так что мне кажется, что пятисот штук хватает. Из этих пятисот я всегда посылаю 100 экземпляров группам, 50 штук идут друзьям, зинам и т.д. Так что на самом деле продаётся лишь около 350 штук. Сам я их продажей не занимаюсь, так как работаю за границей (в этом году - в Ираке). Продаёт пластинки Фред из "Darbouka Records". Он делает всю тяжёлую, "говённую" работу и поэтому с каждой пластинки ему идёт небольшая прибыль. Мне он платит точную сумму расходов по выпуску каждой пластинки. Семидюймовки на самом деле стоят не слишком дорого, так как их производство в Чехии уже стоит много, цены начиная с 1993-го постоянно поднимаются примерно два раза в год, затем, мне надо платить огромные пошлины и НДС, когда пластинки достигают границ ЕС, потом, стоимость пересылки из Чехии во Францию, стоимость посылки сотни семидюймовок в Сибирь, в Китай, Непал и т.д. Винил тяжёлый, почта дорогая!!! Так что релизы более или менее окупаются, хотя многие пластинки я на самом деле меняю Фреду на другую музыку, т.е. это является способом тратить деньги на музыку.

? Расскажи, пожалуйста, про выпущенную тобой книгу - "Дискография Восточно-Европейского Панка". Почему, как тебе кажется, её пришлось писать французскому чуваку, а не какому-нибудь местному жителю?

- Это второе издание, первое вышло в 1995 году. Я следил за панк-сценами Восточной Европы и (бывшего) СССР начиная с 1983-го года. Никто не делал такой вещи ни до меня, ни после, так что я просто сделал это сам. У меня, вероятно, чего-то не хватает, но это самое полное издание по данному вопросу, которое мне когда-либо приходилось видеть. Я видел, что многие чуваки из этих стран имели ограниченное представление о том, что происходило в панк-сценах соседних стран. Может, они не могли так уж много путешествовать. И чем дальше, тем больше (особенно после 1989-го) панки, чуваки и пацаны в этих странах хотели слушать только западный панк и ничего больше, что также понятно, после всей этой изоляции.

? Почему ты заинтересован в поддержке групп из дальних концов света - зачастую людей, с которыми ты не знаком? Почему бы не удовлетвориться лозунгом "поддерживай свою местную сцену"? Много ли панк-рока в твоём родном Страсбуре?

- А почему бы и нет? Им нужно больше помощи, чтобы они могли достичь другие сцены, и иногда они не знают никогда за границей своей страны... Но с большинством групп я знаком. Я всё-таки провёл последние двадцать лет путешествуя - более чем в 80 стран! И начиная с 1996-го я постоянно работаю за границей, годовые контракты (Афганистан, Уганда, Албания, Молуккские о-ва / Индонезия, теперь Ирак).

В Страсбуре панк-сцена очень небольшая. Она сильно уменьшилась по сравнению с восьмидесятыми, хотя сейчас, кажется, панк опять популярен. Но в любом случае, я там провожу только несколько недель в году, так что за годы я потерял многие контакты. Люди переезжают, выпадают, остепеняются, приходит молодёжь, а я старею... В этом году мне 39. Но при случае я хожу на местные панк-концерты.

Французским или западным группам не так уж нужна помощь. Они могут легко скопить деньги и выпустить свою музыку. Когда я слышу, как французские группы жалуются - "мы не можем этого сделать, потому что у нас нет денег", я думаю, что им просто не хватает мотивации. Им следует собраться, найти работу, скопить денег, вместо того, чтобы пьянствовать или обкуриваться. Или развести родителей на деньги. Они могут это сделать, но в основном люди очень ленивы или мечтают стать звёздами, хотят, чтобы ими управляли и кормили их с ложечки. Какая хуйня. DIY.

? - Чем ты зарабатываешь на жизнь?

- Я "начальник" Международного Комитета Красного Креста в иракском Курдистане. Я возглавляю операцию по помощи жертвам конфликта, наблюдаю за работой 12 экспатриатов, 150 местных работников, 3 различных офисов, "флота" из 14 машин и т.д. Я провожу политические переговоры, чтобы получить доступ к жертвам. При участии всех сторон, полностью нейтрально и независимо. Дополнительную информацию можно получить по адресу www.icrc.org.

? Как выглядит твой обычный день? - Дни - разные. Иногда работа в офисе (писать отчёты, председательствовать на собраниях, административная работа...), иногда встречи с местными властями или полевыми командирами, иногда поездки на местность в отдалённые районы для новых встреч или для продолжения работы.

? Много ли музыки удаётся услышать в Ираке?

- Я слушаю те несколько кассет и компактов, которые я привёз с собой. Местная музыка - это либо фолк, либо плохое синт-поп-диско с народными мелодиями, "турбофолк", как это называется в бывшей Югославии. Я знаю одну рок-группу в Багдаде, и одного парня, который записывает техно-музыку. Ещё, мне кажется, есть множество "мальчуковых групп", которые хотят стать мировыми звёздами. Мечтатели, а на самом деле - просто дети. Впрочем, многие музыканты эмигрировали. Например, ребята из "Scare Crew" - они были лучшей спид-металлической группой Ирака. Иракцы армянского происхождения.

? Как ты заинтересовался панк-музыкой?

- В подростковые годы я был чёртовым хиппи, участвовал в радикальных экологических и правозащитных группах. Потом в Польше я услышал политический панк, и мне понравилось. Снесло башню. Мне были нужны энергия и действие. Я нашёл как раз то, что я искал. В детстве мне всё равно нравилась громкая музыка... как и всем детям: "AC/DC", "Black Sabbath", "Scorpions", "ZZ Top", "Lynyrd Skynyrd" и т.д. Подростковые вещи.

? Играл ли ты в каких-нибудь группах?

- Никогда. Я пытался петь в группе, примерно в 1994-м, но выяснилось, что мне не хватает ни терпения, ни времени. На репетициях мне было скучно. Я бы хотел создать группу из одного человека, быть Янкой мужского пола, но для этого нужно время и, видимо, немного таланта. Как мне кажется, его мне не хватает. Впрочем, кто знает...

? По-моему, ты уже бывал в России. Можешь рассказать об этом?

- Впервые я пересёк Россию в 1987-м, от Улан-Удэ до Бреста, через Москву. Я возвращался на поезде домой из Китая. В 1992-м я ездил в Литву, Латвию, Эстонию и Калининград. Времена хаоса!!! В 1993-м я побывал во Львове, Киеве, Петербурге, Ереване и Грузии. В 1996 / 1997 я совершил несколько поездок в восточной части Туркмении (Кушка, Мары, Чарджев). Я был потрясён... и потрясён до сих пор. Мне ещё столько надо увидеть в бывшем СССР. Это не страна, это целая планета. Огромная, богатая культурами, народами, языками. Люблю.

? Какие русские / советские группы тебе нравятся?

- Хммм, я фэн "Г.О." и Летова с 1987-го года, до всей этой националистической поебени. И мне нравятся все группы со специфичным, оригинальным звуком. Типично русским, я бы сказал. "Мандраж" из Беларуси, "В.В." из Киева... Мне также нравится "Ножик Чупс", смешная и оригинальная штука!! И "Не Ждали"!! Лучший концерт в моей жизни. На самом деле, мне нравятся очень многие русские группы.

? Что, по-твоему, является главным для появления панк-сцен?

- Новые панк-сцены развиваются быстрее из-за влияния MTV и интернета. В обществе должно присутствовать отчуждение молодёжи. Я хочу сказать, что молодёжь должна быть открыта для других культур (рок-н-ролла) и не удовлетворена мэйнстримом. Нужно немного открытости, немного неудовлетворённости, немного свободомыслия и... немного денег! Инструменты дороги. Очень часто новые панк-сцены будут возникать в среде городского среднего или высшего класса. Есть несколько исключений (Малайзия в 1987-м, Таиланд в 1988-м - герои рабочего класса!)

? Последний вопрос, как всегда, о планах и тому подобных вещах.

- Я хочу завершить свою миссию в Ираке, где-то между декабрём 2002-го и маем 2003-го. Выпустить в 2003-м новые пластинки с группами из Гренландии, Бурятии, Таити, Анголы, Косово; впрочем, требуется какое-то усилие и со стороны групп. Также надеюсь на отпуск, хотя это вряд ли произойдёт раньше 2003-го. "Начальник" из рабочего класса, ха-ха... Но на самом деле, мне нравится заниматься гуманитарной работой. За всю свою жизнь я никогда не работал на частную компанию, если не считать нескольких месяцев на металлических заводах и сталелитейных комбинатах в юности, но там мне не нравилось.

На хуй капиталистов, на хуй глобализацию!! Мир, свобода, уважение, терпимость и образование.

Привет, Люк. [14 мая 2002] 


Контакты:
Tian An Men 89 Records, c/o Luk Haas, BP 45, Bouzonville, 57320, France (Франция)
Mail:tam89@excite.com  






Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!