Люк Хаас/TIAN AN MEN 89 RECORDS
Люк Хаас - великий человек из Франции, очень
многое сделавший для международного панк-движения,
а для панк-рока стран третьего мира,
вероятно, больше, чем кто-либо ещё. Он
выпускает пластинки на своём лейбле
"Tian
An Men 89 Records", пишет обзоры сцен для "Maximumrocknroll",
составляет справочники по дискографии панк-рока
из стран Азии и Восточной Европы.
Внимание: "TAM 89" разыскивает панк- и хардкор-группы
из Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана,
Туркменистана, Таджикистана, а также из
национальных республик Российской
Федерации.
Вопросы и сокращённый перевод - Шрпв.
Оригинальная версия интервью размещена в фанзине
"Blah-Blah-Blood"
№1 (17 руб. РФ / $1 остальной мир на адрес:
Дмитрий Иванов, а/я 30, Санкт-Петербург-9, 195009,
Россия / справки - iq0@pisem.net)
? - Почему ты создал лейбл?
- Я создал "Tian An Men 89 Records" в 1993-м, после
того как год за годом предлагал различным
панк-лейблам выпускать группы из
отдалённых или тоталитарных стран, со всё
меньшим и меньшим успехом... Почему бы не
сделать это самому? Я уже выпускал группы из
Чехословакии и ГДР на своём кассетном
лейбле "Ukrutnost Tapes" в 1986 году.
? Почему такое название - "Тянь Ань Мынь 89"?
- Ну, я впервые попал в Китайскую Народную
Республику в 1987 году, там у меня случилась
первая "настоящая любовь". С 1988 по 1990 я
изучал китайский. Когда в 1989-м произошли
массовые убийства выступавших за
демократию демонстрантов на площади Тянь
Ань Мынь, я был как раз в самой гуще своих
китайских исследований. Все мои друзья были
на площади и я был просто в шоке от
случившегося. Но 1989-й также считается "годом
свободы", была разрушена Берлинская
стена и все диктаторские режимы в Восточной
Европе пали один за другим, как домино. Туда
я тоже ездил, начиная с 1983-го, и встречался с
местными группами и активистами: Польша,
ГДР, ЧССР, Венгрия, СССР... Я выбрал такое
название для лейбла, потому что резня на
площади Тянь Ань Мынь не должна быть забыта,
и ещё потому, что 1989-й был самым потрясающим
и трогательным годом моей жизни.
? Почему "TAM89" выпускает только винил?
- Уфф, потому что я люблю винил, это более "естественный"
формат. Природа - аналоговая информация.
Математические формулы - это цифровые
форматы. Я предпочитаю природу.
? Почему все релизы выходят тиражом в 500
экземпляров? Окупаются ли они?
- У меня никогда особенно не спрашивали уже
распроданные пластинки, так что мне кажется,
что пятисот штук хватает. Из этих пятисот я
всегда посылаю 100 экземпляров группам, 50
штук идут друзьям, зинам и т.д. Так что на
самом деле продаётся лишь около 350 штук. Сам
я их продажей не занимаюсь, так как работаю
за границей (в этом году - в Ираке). Продаёт
пластинки Фред из "Darbouka Records". Он делает
всю тяжёлую, "говённую" работу и
поэтому с каждой пластинки ему идёт
небольшая прибыль. Мне он платит точную
сумму расходов по выпуску каждой пластинки.
Семидюймовки на самом деле стоят не слишком
дорого, так как их
производство в Чехии уже стоит много, цены
начиная с 1993-го постоянно поднимаются
примерно два раза в год, затем, мне надо
платить огромные пошлины и НДС, когда
пластинки достигают границ ЕС, потом,
стоимость пересылки из Чехии во Францию,
стоимость посылки сотни семидюймовок в
Сибирь, в Китай, Непал и т.д. Винил тяжёлый,
почта дорогая!!! Так что релизы более или
менее окупаются, хотя многие пластинки я на
самом деле меняю Фреду на другую музыку, т.е.
это является способом тратить деньги на
музыку.
? Расскажи, пожалуйста, про выпущенную тобой
книгу - "Дискография Восточно-Европейского
Панка". Почему, как тебе кажется, её
пришлось писать французскому чуваку, а не
какому-нибудь местному жителю?
- Это второе издание, первое вышло в 1995 году. Я
следил за панк-сценами Восточной Европы и (бывшего)
СССР начиная с 1983-го года. Никто не делал
такой вещи ни до меня, ни после, так что я
просто сделал это сам. У меня, вероятно, чего-то
не хватает, но это самое полное издание по
данному вопросу, которое мне когда-либо
приходилось видеть. Я видел, что многие
чуваки из этих стран имели ограниченное
представление о том, что происходило в панк-сценах
соседних стран. Может, они не могли так уж
много путешествовать. И чем дальше, тем
больше (особенно после 1989-го) панки, чуваки и
пацаны в этих странах хотели слушать только
западный панк и ничего больше, что также
понятно, после всей этой изоляции.
? Почему ты заинтересован в поддержке групп
из дальних концов света - зачастую людей, с
которыми ты не знаком? Почему бы не
удовлетвориться лозунгом "поддерживай
свою местную сцену"? Много ли панк-рока в
твоём родном Страсбуре?
- А почему бы и нет? Им нужно больше помощи,
чтобы они могли достичь другие сцены, и
иногда они не знают никогда за границей
своей страны... Но с большинством групп я
знаком. Я всё-таки провёл последние
двадцать лет путешествуя - более чем в 80
стран! И начиная с 1996-го я постоянно работаю
за границей, годовые контракты (Афганистан,
Уганда, Албания, Молуккские о-ва / Индонезия,
теперь Ирак).
В Страсбуре панк-сцена очень небольшая. Она
сильно уменьшилась по сравнению с
восьмидесятыми, хотя сейчас, кажется, панк
опять популярен. Но в любом случае, я там
провожу только несколько недель в году, так
что за годы я потерял многие контакты. Люди
переезжают, выпадают, остепеняются,
приходит молодёжь, а я старею... В этом году
мне 39. Но при случае я хожу на местные панк-концерты.
Французским или западным группам не так уж нужна помощь.
Они могут легко скопить деньги и выпустить
свою музыку. Когда я слышу, как французские
группы жалуются - "мы не можем этого
сделать, потому что у нас нет денег", я
думаю, что им просто не хватает мотивации.
Им следует собраться, найти работу, скопить
денег, вместо того, чтобы пьянствовать или
обкуриваться. Или развести родителей на
деньги. Они могут это сделать, но в основном
люди очень ленивы или мечтают стать
звёздами, хотят, чтобы ими управляли и
кормили их с ложечки. Какая хуйня. DIY.
? - Чем ты зарабатываешь на жизнь?
- Я "начальник" Международного Комитета
Красного Креста в иракском Курдистане. Я
возглавляю операцию по помощи жертвам
конфликта, наблюдаю за работой 12
экспатриатов, 150 местных работников, 3
различных офисов, "флота" из 14 машин и т.д.
Я провожу политические переговоры, чтобы
получить доступ к жертвам. При участии всех
сторон, полностью нейтрально и независимо.
Дополнительную информацию можно получить
по адресу
www.icrc.org.
? Как выглядит твой обычный день?
- Дни - разные. Иногда работа в офисе (писать
отчёты, председательствовать на собраниях,
административная работа...), иногда встречи
с местными властями или полевыми
командирами, иногда поездки на местность в
отдалённые районы для новых встреч или для
продолжения работы.
? Много ли музыки удаётся услышать в Ираке?
- Я слушаю те несколько кассет и компактов,
которые я привёз с собой. Местная музыка -
это либо фолк, либо плохое синт-поп-диско с
народными мелодиями, "турбофолк", как
это называется в бывшей Югославии. Я знаю
одну рок-группу в Багдаде, и одного парня,
который записывает техно-музыку. Ещё, мне
кажется, есть множество "мальчуковых
групп", которые хотят стать мировыми
звёздами. Мечтатели, а на самом деле - просто
дети. Впрочем, многие музыканты
эмигрировали. Например, ребята из "Scare Crew"
- они были лучшей спид-металлической
группой Ирака. Иракцы армянского
происхождения.
? Как ты заинтересовался панк-музыкой?
- В подростковые годы я был чёртовым хиппи,
участвовал в радикальных экологических и
правозащитных группах. Потом в Польше я
услышал политический панк, и мне
понравилось. Снесло башню. Мне были нужны
энергия и действие. Я нашёл как раз то, что я
искал. В детстве мне всё равно нравилась
громкая музыка... как и всем детям: "AC/DC",
"Black Sabbath", "Scorpions", "ZZ Top", "Lynyrd
Skynyrd" и т.д. Подростковые вещи.
? Играл ли ты в каких-нибудь группах?
- Никогда. Я пытался петь в группе, примерно в
1994-м, но выяснилось, что мне не хватает ни
терпения, ни времени. На репетициях мне было
скучно. Я бы хотел создать группу из одного
человека, быть Янкой мужского пола, но для
этого нужно время и, видимо, немного таланта.
Как мне кажется, его мне не хватает. Впрочем,
кто знает...
? По-моему, ты уже бывал в России. Можешь
рассказать об этом?
- Впервые я пересёк Россию в 1987-м, от Улан-Удэ
до Бреста, через Москву. Я возвращался на
поезде домой из Китая. В 1992-м я ездил в Литву,
Латвию, Эстонию и Калининград. Времена
хаоса!!! В 1993-м я побывал во Львове, Киеве,
Петербурге, Ереване и Грузии. В 1996 / 1997 я
совершил несколько поездок в восточной
части Туркмении (Кушка, Мары, Чарджев). Я был
потрясён... и потрясён до сих пор. Мне ещё
столько надо увидеть в бывшем СССР. Это не
страна, это целая планета. Огромная, богатая
культурами, народами, языками. Люблю.
? Какие русские / советские группы тебе нравятся?
- Хммм, я фэн "Г.О." и Летова с 1987-го года,
до всей этой националистической поебени. И
мне нравятся все группы со специфичным,
оригинальным звуком. Типично русским, я бы
сказал. "Мандраж" из Беларуси, "В.В."
из Киева... Мне также нравится "Ножик Чупс",
смешная и оригинальная штука!! И "Не Ждали"!!
Лучший концерт в моей жизни. На самом деле,
мне нравятся очень многие русские группы.
? Что, по-твоему, является главным для появления панк-сцен?
- Новые панк-сцены развиваются быстрее из-за
влияния MTV и интернета. В обществе должно
присутствовать отчуждение молодёжи. Я хочу
сказать, что молодёжь должна быть открыта
для других культур (рок-н-ролла) и не
удовлетворена мэйнстримом. Нужно немного
открытости, немного неудовлетворённости,
немного свободомыслия и... немного денег!
Инструменты дороги. Очень часто новые панк-сцены
будут возникать в среде городского
среднего или высшего класса. Есть несколько
исключений (Малайзия в 1987-м, Таиланд в 1988-м -
герои рабочего класса!)
? Последний вопрос, как всегда, о планах и тому подобных вещах.
- Я хочу завершить свою миссию в Ираке, где-то
между декабрём 2002-го и маем 2003-го. Выпустить
в 2003-м новые пластинки с группами из
Гренландии, Бурятии, Таити, Анголы, Косово;
впрочем, требуется какое-то усилие и со
стороны групп. Также надеюсь на отпуск, хотя
это вряд ли произойдёт раньше 2003-го. "Начальник"
из рабочего класса, ха-ха... Но на самом деле,
мне нравится заниматься гуманитарной
работой. За всю свою жизнь я никогда не
работал на частную компанию, если не
считать нескольких месяцев на
металлических заводах и сталелитейных
комбинатах в юности, но там мне не нравилось.
На хуй капиталистов, на хуй глобализацию!! Мир,
свобода, уважение, терпимость и образование.
Привет, Люк. [14 мая 2002]
Контакты:
Tian An Men 89 Records, c/o Luk Haas, BP 45, Bouzonville, 57320, France
(Франция)
Mail:
tam89@excite.com