новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





«Случай с пацаном», режиссер Сергей Лобан, 2001 г., Беларусь


Чего у нас в России только не снимают, и боевики, и нуары, и исторические фильмы с национальной идеей. А вот модного молодежного кино, этакого русского "Трэйнспотинга" или русской "Беги, Лола, беги" почему-то никто не потрудился снять. Поэтому у белорусского фильма "Случай с пацаном" есть все шансы занять эту нишу и стать культовым молодежным фильмом.

Во-первых, фильм весьма социален, не менее социален, чем тот же "Трейнспоттинг" или "Лобовая атака". Главный герой не хулиган и не наркоман, но дело не в этом. Как и все подобные герои, он ощущает смутную неудовлетворенность собственной жизнью. Ему хочется чего-то другого, как пелось в старом молодежном гимне: "перемен!". Нет ничего интересного, ничего веселого, только смертельная скука и тоска. Надоевшая девушка заставляет пацана искать работу, и он идет искать работу. Делает он это не потому, что хочет наладить отношения с девушкой (подобные отношения нельзя не испортить, не наладить), а потому что заняться больше абсолютно нечем. Выйдя из дома, парень долго шляется по столице тоталитарной Беларуси и неожиданно для себя обнаруживает, что накануне выборов есть только две верные работенки: работать на оппозицию, то есть распространять листовки, или работать на президента и помогать громить оппозицию. Первая работа кажется более романтичной, погони, преследования, романтические отношения с девушкой-оппозиционеркой и все такое. Романтики парню как раз не хватало. При этом первое, что герой делает, тащит у лидера оппозиции мобильный телефон, а телефон - это и связь с западными инвесторами, и, как выясняется, с самими властями. Тут-то герою и открывается вся правда жизни, на которую ему, впрочем, наплевать.

Второе, не менее важное для "культовости" и "молодежности", как фильм сделан. Снятый довольно живо на цифровую камеру, фильм имеет почти клиповый монтаж. Какие-то моменты, например, погоня белорусского КГБ за распространителями листовок не могут не напомнить пробежки тикверовской Лолы. В фильме много музыки, сделанной специально для фильма независимыми белорусскими музыкантами.

Третий момент, это происхождение фильма. Сделан он веселой белорусской почти анархической тусовкой, скептически относящейся и к оппозиции и к властям. Все ситуации, показанные в фильме знакомы авторам не по наслышке, даже офис оппозиции в фильме является реальным офисом оппозиционной газеты. Тут уже перекличка с другим молодежным фильмом "В отрыв", где автор тоже не стесняется "петь сам про себя". Самым сенсационным является бюджет фильма: 1тысяча долларов! Сравните с мизерным бюджетом фильма "Ведьмы из Блэр": 25 тысяч долларов и 1 тысяча. По словам авторов, большая часть бюджета ушла на поездки в Минск и обратно московской части съемочной группы, на перегоны видеокассет и прочую дребедень. По словам тех же авторов, фильм был снят за 10 дней и смонтирован за полтора месяца. Узнав о бюджете и сроках, перестаешь обращать внимание на шероховатости повествования, и с замиранием сердца смотришь на столь странное для нашего климата явление: независимое молодежное кино.





Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!