Странные игры. Смотри в оба!
Статья из панк-фэнзина Positive#4 (весна 2001 г.)
Пионеры новой волны на советской рок-сцене, «Странные
игры», стали, возможно, первой в истории
отечественной музыки командой,
попытавшейся создать в своих программах
законченный аудио-визуальный образ,
который увязывал воедино все – от музыки и
текстов до сценического движения, костюмов,
света и конферанса. Они первыми взяли на
вооружение ритмомелодические формулы
new wave (ska, reggae, punk) и
соотнесли их с органически продуманным
образом и манерой поведения. «Игры» были и,
возможно, остаются одной из немногих и уж
совершенно точно одной из лучших
отечественных команд, исполнявших ска. Не
путайте, пожалуйста, со ска-кором, ска-панком
и другими ска-разновидностями.
Основателем коллектива был гитарист и певец Александр
Давыдов, музыкальная биография которого
началась в студенческих группах 70-х. В 1979
году он познакомился с Виктором Сологубом,
тогда гитаристом команды «Верхний Бьеф».
Вдвоем они начали искать музыкантов и
пробовать себя в различных амплуа,
участвовали в Тартутском рок-фестивале 1980
года, дали несколько концертов дома, в
Ленинграде, и, так и не придумав названия
своей группе, оказались у разбитого корыта
летом 1980 года.
Весь следующий год прошел в репетициях, к ноябрю
1981 года состав стабилизировался и получил
название «Странные Игры». В команде
собрались очень разные и яркие личности.
Лидер группы, Александр Давыдов, был
загадочно меланхоличен. Два брата,
гитаристы Григорий и Виктор Сологубы, - по-панковски
агрессивны. Клавишник Николай Гусев –
язвительно интеллигентен, саксофонист
Алексей Рахов воскрешал в памяти
очаровательных стиляг, а Александр
Кондрашкин быстро завоевал репутацию
лучшего в Ленинграде рок-ударника. К
сожалению, такое обилие индивидуальностей
не помогло группе в написании песен, и «Игры»
– вопреки традиционной для ленинградского
рока авторской концепции – заимствовали
тексты в сборниках французской поэзии
начала и середины века или у «мастеров
шансона». Другой проблемой коллектива стал
вокал: пели в группе практически все, все по-разному
и все одинаково средне. Строго говоря, в «Играх»
не было лидера, вернее, их было слишком
много. Это и определило недолговечность
ансамбля.
Группа дебютировала в марте 1982 года, выступив
перед именитым «Аквариумом». Команда сразу
же поразила аудиторию нетрадиционным
звучанием и экстравагантным имиджем. «Странные
игры» произвели много шума и моментально
приобрели массу поклонников. Они одними из
первых всерьез взялись за аранжировку и
постановку сценического шоу. На сцене «Игры»
были превосходны – комичны, анархичны и
напористы. Они отталкивали друг друга от
микрофонов, менялись инструментами и
провоцировали публику – но весь этот
балаган был отлично организован. «Игры»
играли настоящий ска, в котором очень
многое было заимствованно у «Madness»
- как музыкально, так и визуально. Они даже
выходили на сцену «гусеницей» – подобно «Madness»
на обложке их первого альбома и их же ранним
клипам. Но вряд ли это можно было назвать
эпигонством или плагиатом. В музыке «Странных
игр» присутствовал ощутимый народный
мелодизм, а сценическое действо было по-русски
самобытным и смешным. На бис исполнялся
обычно следующий номер, – гитарист
Григорий Сологуб наряжался в униформу
деревенского деда: телогрейку, шапку-ушанку
и валенки, брал в руки гармонь и, задушевно
закатив глаза, принимался
наигрывать «Smoke on the water»
- затем к ниму присоединялись и все
остальные. Адаптированное западными «безумцами»
«Лебединое озеро» (см. дебютный альбом
всетех же «Madness»)
было отомщено.
С приходом в октябре 1982 года второго
клавишника Николая Гусева формирование
состава «Игр» завершилось, и группа начала
активно выступать. Состоялись первые
концерты в Москве. В столице «Странные игры»
даже слегка напугали аудиторию: черные очки,
узкие галстуки, грубые манеры и даже один
номер в ритме марша («Песенка Да-Да»). Все
это вместе натолкнуло некоторых на самые
нехорошие подозрения… Именно тогда в Москве прошли
всколыхнувшие общественность выступления
молодых неонацистов, о которых широкие
массы знали лишь то, что они носят галстуки-«селедки»
и выбривают виски. Невинный ленинградский
ска едва не объявили приспешниками
фашистов. На всякий случай, группа
перестала исполнять марши…
В 1983 году вышел записанный А. Тропилло альбом
«Метаморфозы». В 1991 году эта работа
планировалась к изданию на виниловой
пластинке московской независимой фирмой «Эрио».
На I фестивале Рок-клуба «Игры»
заняли третье место.
В апреле 1984 года Александр Давыдов покинул
коллектив по причине творческих
разногласий и занялся реализацией сольных
программ. К сожалению, его планам не суждено
было сбыться: в июне 1984 года он умер от
сердечного приступа.
Выступление «Странных игр» на «Фестивале-84» оказалось
неровным, однако к следующему году
музыканты собрались с духом и снова стали
лауреатами. К этому времени в составе
добавился тромбонист Николай Ольшевский, а
на основе группы возникло дочернее
предприятие – ансамбль рок-н-ролл-возрождения
«Стандарт», включавший практически всех
членов «Странных игр». После III
рок-фестиваля участники группы пришли к
решению прекратить совместную
деятельность – слишком различными были их
взгляды на будущее группы. В 1986 году
коллектив распался на 2 команды – «Игры» и «АВИА».
Второй магнитальбом – «Смотри в оба!»,
записанный в течение 1985 года, стал
последней работой «Странных игр». В 1989 году
«Смотри в оба!» был издан на виниле фирмой «Мелодия».
Просто блеск! Отличная и интересная работа.
Если вдруг посчастливится найти пластинку,
обязательно приобретите ее себе в
коллекцию. И не забудьте внимательно
вглядеться в глаза овчарки, изображенной на
конверте.
Дискография.
Магнитальбомы:
«Метамарфозы», 1984.(в кассетном варианте
альбом был издан в 1992 году фирмой «Манчестер»)
«Смотри в оба!», 1985.
Пластинки:
«Red Wave»,
Big Time Records,
1986, 6 песен, выдержки с обоих магнитальбомов.
«Смотри в оба!», ВФГ Мелодия, 1989, С90 26851 004
«Метаморфозы», Эрио, 1991.
(В публикации были использованы материалы
изданий «История советского рока. Рок в
СССР», А. Троицкий, «Кто есть кто в советском
роке. Иллюстрированная энциклопедия
отечественной рок-музыки», а также архивы
радиопрограммы «Больница Британия»).