Мудрые поэты улиц
![](img/rapfr2709hifiw2.gif)
В начале восьмидесятых годов с появлением рэпа во Франции возникла и новая культурная традиция – Hip Hop, ставшая впоследствии грандиозной музыкальной индустрией. Рожденный в “черных гетто” Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, рэп перерос во Франции в самостоятельное явление, обладающие своими специфическими чертами.
Несмотря на кажущуюся однообразность этой “музыки без музыкантов” – прерывистого ритма с редкими всплесками соло саксофона – и закрепившийся за рэперами всего мира стиль поведения и одежды с преобладанием продукции фирм Nike и Reebok, мир рэпа крайне многообразен. А история рэпа давно перестала быть предметом исследования только музыковедов, постепенно привлекая все больше внимания историков, социологов, лингвистов и политологов.
Между тем, в 1979 году в Штатах рэп впервые громко заявил о себе песней Rapper’s delight, исполненной группой Sugarhill Gang, ничего общего с политикой не имеющей. Песня сразу получила известность как прекрасная танцевальная музыка. Однако важно отметить, что песня была адресована отнюдь не только афроамериканцам: “Скажи привет черным и белым, коричневым и желтым”. Но тогда же, в семидесятых, вместе с небольшой группой с барабанами и саксофоном, получившей название “Последних поэтов”, возникло и другое направление рэпа. Большие города Америки предстают в песнях “Последних поэтов” мрачными джунглями, в которых черное население безуспешно ищет свое потерянное достоинство. На характерном сленге “черных гетто” эти песни призывали к борьбе и пытались пробить стену, отделяющую черных от белых. Певцы взяли себе в качестве псевдонимов традиционные мусульманские африканские имена, отказываясь от таких навязанных рабством обычных имен американских негров, как Стен или Джек. Попытка восстановить утерянные мусульманские и африканские корни привела в своем крайнем проявлении к движению “Нация ислама” И. Мухаммеда, возглавляемому сейчас скандально известным Луисом Фарраханом. Учение Мухаммеда утверждает полное превосходство черной расы (как наиболее древней) над белой, являющейся порождением дьявола. Это учение, развитое и основательно дополненное Фарраханом, привело к возникновению в движении американских мусульман откровенно расистских тенденций, к тому же с изрядной долей антисемитизма. Марш чернокожих мусульман в Вашингтоне в 1995 году, организованный Луисом Фарраханом и собравший более миллиона человек, окончательно закрепил за лидером движения репутацию опасного экстремиста, избавиться от которой, несмотря на все его попытки, ему вряд ли удастся. Теперь в списке стран, которые Фаррахан посетил за последнее время, есть и Россия. И, хотя это уже разговор на иную тему, приглашение лидера “Нации ислама” Союзом мусульман России на праздник окончания поста Рамадан в январе этого года вряд ли может послужить к чести российского мусульманского сообщества. Таким образом, культура рэпа с самого своего возникновения развивалась в двух направлениях. Одно определялось приверженцами идей Мухаммеда и Фаррахана, проповедующими в своих песнях ненависть к “белой расе” и призывающими к борьбе за восстановление справедливости. Их жестокие и агрессивные песни лишь способствуют росту расовых противоречий и укреплению границ черных районов Америки – на этот раз уже от имени определенно настроенной части их обитателей.
Совсем другой представляется та часть культуры рэпа, которая, главным образом,
![](img/rapfr2709dj.jpg)
направлена на устранение барьеров, над возведением которых так старательно трудятся их соседи по “планете Hip Hop”. При этом мир песен и тех, и других остается одним и тем же: бедные черные кварталы, наркотики и тюрьмы, насилие полиции, отсутствие перспектив и, конечно, удовольствие и музыка, секс и любовь. Необходимо отметить, что дискриминация женщин – отличительная особенность многих рэп-групп. Подмена слова “подруга” словом “сука” отнюдь не является чем-то необычным. Но и это правило, безусловно, не без исключений – в своем многообразии рэп может включать в себя самые различные явления. Во Франции развитие рэпа как культуры социальных низов было обусловлено, конечно, в первую очередь социальной обстановкой в стране.
Если “черные гетто” Америки, породившие рэп, находятся обычно в центрах городов, а богатые люди часто предпочитают спокойные окраины, то ситуация во Франции прямо противоположная. Этот порядок стал складываться сразу после войны, когда возникла необходимость разместить многочисленных иностранных рабочих, приехавших восстанавливать страну, а также молодых крестьян, хлынувших в большие города в поисках работы. Тогда и стали строиться высотные спальные районы в пригородах, и постепенно возникла общая политика отправлять бедных на окраины, чтобы очистить от них города.
С ростом безработицы ситуация в этих районах обострялась и в настоящий момент является крайне напряженной. Небольшое количество школ и переполненность классов, перенаселенность квартир, вопиющая бедность и жестокий контроль и произвол полиции приводят к постоянному ощущению близости социального взрыва. Не имеющая возможности вырваться из своей среды и лишенная перспектив молодежь устремляется в торговлю наркотиками и формируется во враждующие между собой группировки. Постоянно происходят бунты, беспощадно подавляемые полицией.
Именно эта среда и восприняла рэп как способ выражения своих чувств, отчаяния и надежд. Классовые противоречия здесь гораздо сильнее расовых. Песни “Мудрых поэтов улиц” – рэп-группы одной из северных окраин Парижа – называют “коктейлем Молотова”, бросаемым в лицо обществу, шокированному сленгом и тем накалом страстей, которым дышат их песни.
В отличие от американского рэпа, французские группы включают в себя музыкантов самого разного происхождения. IAM – одна из самых известных французских рэп-групп – состоит из арабов, итальянцев, испанцев, греков и африканцев, которые признают только одно происхождение – спальные районы Марселя. Чилл (Акенатон), лидер группы, решительно отмежевывается от американского рэпа как от арены этнической борьбы.
С тех пор, как в 1984 году во Франции впервые появилась телевизионная программа с ведущим-чернокожим (Сидней Дютей), Hip Hop (а это было и названием передачи) стал огромной индустрией, тем более что Франция – это третий по величине музыкальный рынок в Европе. К 1997 году рэп был признан самой покупаемой музыкой, и это было тем более удивительно, что расходились и все диски с совершенно неизвестными именами музыкантов.
![](img/rapfr2709french.gif)
Сегодня самый известный представитель французского рэпа – MC Solaar, родом из Сенегала. Прекрасно образованный, талантливый поэт, MC Solaar взялся доказать, что рэп тоже может быть литературой, и высокого качества. Его концерты собирают тысячи поклонников. Он живет в шикарном районе, его подруга – звезда местной эстрады. Однако на вопрос, какова первая реакция на него людей его района, он отвечает после длительного молчания: “Во всяком случае, они уверены, что мы – чужаки, иностранцы. Мы для них – не французы. Даже родившись во Франции и став знаменитым, ты всегда здесь будешь чужим и иностранцем”. Еще одно значительное рэп-явление во Франции – группа NTM с северной окраины Парижа Сен-Дени. Аббревиатура (так же как и в случае IAM) может расшифровываться по-разному, но наиболее частое толкование – это первые три буквы крайне грубого ругательства, имеющего буквальный эквивалент в русском языке и также состоящего из трех слов. Имидж “плохих парней” для NTM очень важен и старательно поддерживается. Они особо люто ненавидят прессу как рупор того самого общества, которое загнало их в условия “окраин-гетто”, а теперь рассматривает с брезгливым интересом.
По мнению NTM, Hip Hop должен изо всех сил стараться противостоять растущему фашизму, хотя это и не должно становиться единственным содержанием песен. В 1991 году в песне White & black NTM заявили, что Ле Пен (лидер Национального Фронта во Франции) и Луис Фаррахан – это две стороны одной и той же медали, борьбы за ненависть.
Док Гринеко занимает, напротив, аполитичную позицию. Этот рэпер-одиночка считает, что “Ле Пену и ему подобным нет места в музыке”. Он поет только о женщинах и сексе, причем трудно найти пример большей половой дискриминации в богатом сексизмом мире рэпа.
Группа Minister Amer, состоящая из пяти парней африканского происхождения, находится ближе остальных к американскому рэпу. Именно ими была исполнена музыка к нашумевшему фильму “Ненависть” (1995), сразу запрещенная к трансляции по радио. “Мы были экстремисты. Им это не нравилось. Они пытались запретить альбом к продаже. Им это не удалось”, – говорит Пасси, бывший член группы.
Minister Amer пели о “культуре отщепенцев”, эмигрантов второго и третьего поколения, так и не принятых страной, в которой они родились. На лозунг Ле Пена “Франция для французов” Пасси отвечает своим: “Франция для французского рэпа”.
Прологом к фильму “Ненависть” является история человека, который падает из окна высокого дома и, чтобы успокоиться и не думать о приближающейся земле, повторяет про себя: “Пока все идет нормально”. Эта аналогия относится к ситуации в парижских окраинах, взрывоопасность которых очевидна всем, но общество продолжает закрывать на это глаза и повторять: пока все идет нормально. Однако социальные противоречия и беспредел полиции делают взрыв неизбежным.
Главным пунктом обвинения на процессе, возбужденном против Minister Amer, стала песня “Жертвоприношение цыпленка” из фильма “Ненависть” (цыпленок – одно из презрительных прозвищ полицейского). За ненависть к полиции группа была приговорена к огромному штрафу.
Характерно, что герои фильма – араб, еврей и африканец. Они все – одного “окраинного” происхождения. Цвет кожи им безразличен.
Это во многом относится и к французскому рэпу в целом. Для французов нет “черного” или “белого” рэпа. Есть просто “планета Hip Hop” и ее жители. Но тот же Пасси, даже став звездой всех хит-парадов, иной раз напрасно пытается остановить такси на улице, если таксист – белый, а покупая продукты в большом супермаркете, всегда чувствует за собой особый надзор. Да и несмотря на закон о необходимости для всех французов всегда иметь при себе документы, проверяют их почему-то всегда у тех, чей цвет кожи или волос выдают в них “детей окраин”. Пасси подводит итог: “Нет, рэп во Франции не расистский. Но вот Франция – все еще страна для белых”.
Статья из антифашистской газеты "Тум-Балалайка"
№8 (март-апрель 1998 г.)
Автор: Ё.Ж..