новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





Западная идеология не катит


    В редакционной статье одного из последних номеров анархо-панк журнала "Profane Existence" говорится, что массовое перемещение панк-рока в мейнстрим в последние годы сделало американскую панк-сцену "апатичной и анти-политической". Явление это - достаточно неприятное, и оно не может не разочаровывать.
    Но еще хуже обстоят дела в России и других постсоветских странах, для которых западная контркультура всегда была чем-то внешним, пришедшим со стороны. Косвенно это подтверждает и Шарапов в своем обзоре пост-советской политической панк сцены, опубликованном в "Profane Existence" #42. К сожалению, в обзоре не хватает выводов о том, что происходит с политическим панком бывшего СССР, насколько эта идеология здесь прижилась и какие у нее перспективы. Лишь заметив на ходу, что нынешнему российскому анархистскому движению далеко до "славного прошлого", связанного с фигурами вроде Бакунина и Кропоткина, Шарапов не объясняет причин такой ситуации. А зря. В рамках этой статьи меня интересует не политическая деятельность, а "политическая" музыкальная сцена - то есть та, которая выдвигает какие-то лозунги и имеет свою идеологию. Начать надо с того, что с конца 80-х - периода расцвета "сибирского экзистенциального андеграунда" - в России не было ни одной "политической" панк-группы, известность которой выходила бы за рамки узкой тусовки слушателей. Что представляет собой на сегодня российская "политическая" панк-сцена (включая все группы, лейблы, зины и дистрибуции)? Это - достаточно узкое гетто, практически не имеющее выхода на слушателей за пределами своей тусовки. Тусовка эта, в свою очередь, формируется скорее спонтанно, чем на основе какой-то идеологии.
    Западный "политический" панк пришел в Россию в связке с целым рядом идей, к музыке прямого отношения не имеющих вегетарианство/веганство, пацифизм, борьба за права животных и т д. И дело не в том, насколько хороши или плохи эти идеи, а в том, насколько они присущи панк-року в принципе - имеется в виду, само собой, "политический" панк-рок, а не дебильный поп-панк, в котором идеологии нет вообще. Все эти идеи - кстати, сформулированные и достаточно подробно описанные в книге Крэйга О'Хары "Философия панк-рока", стали частью идеологии западной панк-сцены только к концу 80-х годов. Их не было ни во времена Игги Попа, ни во времена Sex Pistols, ни даже во времена Dead Kennedys, хотя последние и разделяли часть этой политической "платформы". Все эти идеи должны восприниматься лишь как близкие и совместимые течения, но не как часть идеологии и философии панк-рока как такового, и они не должны оттенять главный мессидж панка: независимость от любой системы и от любого чужого мнения. Поп-панк группа, поющая про прогулки по городу и поцелуи в подъезде, но написавшая одну песню о том, как им жалко животных, погибающих на бойне, не становится от этого настоящей панк-группой.
    Несколько странно, что "летоисчисление" российского панк-рока в здешней тусовке "политического" панка начинается с середины 90-х, то есть с появления новой волны зинов и групп, полностью следующих западной модели, а не на десятилетие раньше. "Анархо-панк"-тусовка в большинстве своем не принимает "Гражданскую оборону" - как видно, из-за более поздних, но, в принципе, беспочвенных, обвинений в "фашизме". При этом Шарапов в своем обзоре признает влияние "Обороны" на одну из лучших на сегодняшний день пост-советских панк-групп - "Адаптацию". То, что "Оборона" делала в середине 80-х, находясь под колпаком КГБ, было самым настоящим DIY-панком по любым западным стандартам, а по смелости мессиджа далеко оставляло позади западных анархо-панкеров. Да, анархистская идеология в ранних альбомах "Обороны" была поверхностной, но причиной этого был недостаток информации о западном анархо-панке. Да, среди сегодняшних слушателей "Гражданской обороны" огромное количество идиотов и урлы, но идеологические "зигзаги" Летова в последние десять лет не были конформистскими. Увы, в последние годы деятельность группы свелась к перепеванию старых песен для толпы поклонников, которым часто вообще нет дела до идеологического "мессиджа". Хотя такая публика ходит не только на концерты "Обороны", но и на концерты анархо-панк групп. Лишь небольшая часть слушателей таких концертов - прежде всего те, кто сами вовлечены в изготовление зинов, лейблы и т.д.- придерживается какой-либо политической идеологии, тогда как остальные приходят просто "покайфовать".
    Западная-панк идеология не прокатывает, потому что она, как и многие другие теории и идеологии пришедшие "извне", не ложится на российские реалии, не соответствует им, и ничего не говорит слушателю.
    Беда многих групп и зинов внутри российского панк-движения - бездумное, механическое тиражирование западных идей без применения к российским реалиям. Рядовому человеку - а в особенности тинейджеру, начинающему интересоваться панк-роком, - идея борьбы за права животных в стране, где права людей постоянно нарушается, покажется смешной. Исключением был бы случай, когда эту идею высказала бы мощная по своему воздействию на аудиторию группа, но таких сегодня на российской панк-сцене нет. Почему бы анархо-панку, сами анархические основы которого не имеют мощной политической базы, не поискать идеи, более конкретные и близкие обычному слушателю, а не "активисту"? Иначе тиражи независимых релизов местных групп никогда не превысят несколько сотен, и само движение останется в "маргинальном" положении при полном доминировании форматного анти-идеологического панка.








Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!