В редакционной статье одного из последних номеров анархо-панк журнала
"Profane Existence" говорится, что массовое перемещение панк-рока в
мейнстрим в последние годы сделало американскую панк-сцену "апатичной и
анти-политической". Явление это - достаточно неприятное, и оно не может не
разочаровывать.
Но еще хуже обстоят дела в России и других постсоветских странах, для
которых западная контркультура всегда была чем-то внешним, пришедшим со
стороны. Косвенно это подтверждает и Шарапов в своем обзоре пост-советской
политической панк сцены, опубликованном в "Profane Existence" #42. К
сожалению, в обзоре не хватает выводов о том, что происходит с политическим
панком бывшего СССР, насколько эта идеология здесь прижилась и какие у нее
перспективы. Лишь заметив на ходу, что нынешнему российскому анархистскому
движению далеко до "славного прошлого", связанного с фигурами вроде Бакунина
и Кропоткина, Шарапов не объясняет причин такой ситуации. А зря.
В рамках этой статьи меня интересует не политическая деятельность, а
"политическая" музыкальная сцена - то есть та, которая выдвигает какие-то
лозунги и имеет свою идеологию. Начать надо с того, что с конца 80-х -
периода расцвета "сибирского экзистенциального андеграунда" - в России не
было ни одной "политической" панк-группы, известность которой выходила бы за
рамки узкой тусовки слушателей. Что представляет собой на сегодня российская
"политическая" панк-сцена (включая все группы, лейблы, зины и дистрибуции)?
Это - достаточно узкое гетто, практически не имеющее выхода на слушателей за
пределами своей тусовки. Тусовка эта, в свою очередь, формируется скорее
спонтанно, чем на основе какой-то идеологии.
Западный "политический" панк пришел в Россию в связке с целым рядом идей, к
музыке прямого отношения не имеющих вегетарианство/веганство, пацифизм,
борьба за права животных и т д. И дело не в том, насколько хороши или плохи
эти идеи, а в том, насколько они присущи панк-року в принципе - имеется в
виду, само собой, "политический" панк-рок, а не дебильный поп-панк, в
котором идеологии нет вообще. Все эти идеи - кстати, сформулированные и
достаточно подробно описанные в книге Крэйга О'Хары "Философия панк-рока",
стали частью идеологии западной панк-сцены только к концу 80-х годов. Их не
было ни во времена Игги Попа, ни во времена Sex Pistols, ни даже во времена
Dead Kennedys, хотя последние и разделяли часть этой политической
"платформы". Все эти идеи должны восприниматься лишь как близкие и
совместимые течения, но не как часть идеологии и философии панк-рока как
такового, и они не должны оттенять главный мессидж панка: независимость от
любой системы и от любого чужого мнения. Поп-панк группа, поющая про
прогулки по городу и поцелуи в подъезде, но написавшая одну песню о том, как
им жалко животных, погибающих на бойне, не становится от этого настоящей
панк-группой.
Несколько странно, что "летоисчисление" российского панк-рока в здешней
тусовке "политического" панка начинается с середины 90-х, то есть с
появления новой волны зинов и групп, полностью следующих западной модели, а
не на десятилетие раньше. "Анархо-панк"-тусовка в большинстве своем не
принимает "Гражданскую оборону" - как видно, из-за более поздних, но, в
принципе, беспочвенных, обвинений в "фашизме". При этом Шарапов в своем
обзоре признает влияние "Обороны" на одну из лучших на сегодняшний день
пост-советских панк-групп - "Адаптацию". То, что "Оборона" делала в середине
80-х, находясь под колпаком КГБ, было самым настоящим DIY-панком по любым
западным стандартам, а по смелости мессиджа далеко оставляло позади западных
анархо-панкеров. Да, анархистская идеология в ранних альбомах "Обороны" была
поверхностной, но причиной этого был недостаток информации о западном
анархо-панке. Да, среди сегодняшних слушателей "Гражданской обороны"
огромное количество идиотов и урлы, но идеологические "зигзаги" Летова в
последние десять лет не были конформистскими. Увы, в последние годы
деятельность группы свелась к перепеванию старых песен для толпы
поклонников, которым часто вообще нет дела до идеологического "мессиджа".
Хотя такая публика ходит не только на концерты "Обороны", но и на концерты
анархо-панк групп. Лишь небольшая часть слушателей таких концертов - прежде
всего те, кто сами вовлечены в изготовление зинов, лейблы и т.д.-
придерживается какой-либо политической идеологии, тогда как остальные
приходят просто "покайфовать".
Западная-панк идеология не прокатывает, потому что она, как и многие другие
теории и идеологии пришедшие "извне", не ложится на российские реалии, не
соответствует им, и ничего не говорит слушателю.
Беда многих групп и зинов внутри российского панк-движения - бездумное,
механическое тиражирование западных идей без применения к российским
реалиям. Рядовому человеку - а в особенности тинейджеру, начинающему
интересоваться панк-роком, - идея борьбы за права животных в стране, где
права людей постоянно нарушается, покажется смешной. Исключением был бы
случай, когда эту идею высказала бы мощная по своему воздействию на
аудиторию группа, но таких сегодня на российской панк-сцене нет. Почему бы
анархо-панку, сами анархические основы которого не имеют мощной политической
базы, не поискать идеи, более конкретные и близкие обычному слушателю, а не
"активисту"? Иначе тиражи независимых релизов местных групп никогда не
превысят несколько сотен, и само движение останется в "маргинальном"
положении при полном доминировании форматного анти-идеологического панка.