новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





Интервью с Романом Измайловым владельцем D.I.Y-лэйбла Ipecacuanha Records и Михаилом Кулаженковым.

    3 мая 2002 года. Питер. В небольшом дворике перед клубом «Фронт» мне удалось пообщаться с Романом Измайловым владельцем D.I.Y-лэйбла Ipecacuanha Records и Михаилом Кулаженковым. Сразу после окончания беседы я тусовался на концерте ди-ска-панк группы «Играй Гармонь», в которой играют Рома и Миша, а также спагетти-панк группы «Последние Танки В Париже» (П.Т.В.П.).

Представь, что ты рассказываешь это для людей, которые вообще ничего не знают о D.I.Y. И им, я думаю, было бы интересно узнать о причинах возникновения какой-либо D.I.Y.-продукции? Зачем все это делается?
Рома:
На это вопрос тебе, наверное, никто не ответит. У каждого свой путь: у кого-то амбиции, кто-то хочет прославиться, кто-то хочет как-то самореализоваться. Кто-то не знает, где выпустить материал своей группы, и для этого делает лэйбл. Кто-то хочет помочь своим друзьям, группам, которые нравятся, он хочет, чтобы они продавались и их услышали другие люди. Много причин. Кто-то хочет женщинам понравиться.

А ты?
Рома:
Ну, наверное, всё в комплексе.

Как происходит тираж, к примеру, кассет? Во сколько это влетает?
Рома:
По-разному. В каждом городе свой расклад и, тем более, в каждой стране. Но всё чрезвычайно просто. Основная проблема в издании - сделать хорошую обложку и напечатать её в хорошей типографии.

Сделать хорошую обложку с точки зрения дизайна?
Рома:
Да, сверстать удачную обложку, это основное время занимает. Потом берётся диск, CD-R с записью, относится на ближайший завод, который есть в твоём городе, там делается мастер. С этой мастер-плёнки потом делается тираж.

Они не с компактов пишут, а с плёнки?
Рома:
Я слабо представляю себе процесс. Был я один единственный раз на заводе и видел: широченная плёнка сантиметров 40. Одним кругом большая лента пишется и нарезается на тонкие по кассетам. Вроде бы так.

Дай раскладку по ценам. Как здесь это происходит?
Миша:
Самая большая проблема - сделать обложку. На это нужно больше всего денег и сил затратить. Очень много мелочей. Основных операций не много, но мелочи затягивают. Если ты не занимаешься этим профессионально, а в свободное время, то…
Рома: С
ебестоимость каждой кассеты 35 центов - это чистая кассета. 8 баксов - тампон (надпись на кассете), 12 баксов - мастер (он один раз делается). И всё. Остальное, это печать обложек. Удачнее всего тысячу делать. От тысячи они стоят какие-то минимальные деньги. Но, вообще-то, это коммерческие тайны, всё, что мы сейчас тебе говорим (улыбается).

Что происходит с кассетами после того, как они записаны и лежат дома у кого-то?
Рома:
Берутся в большую сумку и разносятся по магазинам: «Здравствуйте, я хотел бы поставить вот такие кассеты на реализацию». Составляется накладная: принято от господина Пупкина, серия, номер паспорта, столько-то кассет, по цене такой-то. По 12 рублей (чуть меньше 2 грн.) я сдаю. Торговая наценка в магазинах будет от 50% до 150% - везде по-разному. После того, как они продаются, ты приходишь с этой накладной и получаешь в кассе деньги. Идешь и, в теории, тратишь на изготовление новых релизов. Но, на практике получается так, что кассет уже нет старых, нужно допечатывать тираж, но совсем не на что, а куда деньги ушли - непонятно. Когда продаётся 15-20 кассет, я забираю деньги и ставлю новые 15-20 кассет. Деньги небольшие и они расходятся быстро. По Питеру практически во всех магазинах стоят мои кассеты. Сначала, может быть, было трудновато, пока никого не знаешь там. А сейчас, всё просто с этим: «Привет, Рома, когда уже принесёшь свои новые кассеты? Давай, неси новый Dr. Green».

Ты говоришь, что лучший тираж - 1000 кассет. Ведь, это всё группы не какие-то попсовые, это питерские, к примеру, команды. И всё это так разметается?
Миша:
Обложки выгоднее всего делать от 500 штук, а кассеты от 100.
Рома:
Я бы не сказал «разметается». Группа «Последние Танки В Париже» - вот эти ребята, которые сейчас приехали, наверное, самый удачный проект получился. Я его делал пополам с другим питерским лэйблом - «Шаверма Sound System». Мы с ним на двоих за год распродали 780 штук. Это не очень много, но, я считаю, что это значительное количество. То есть, хорошо мы ухнули. Понимаешь, конкуренция большая очень, много групп. Сегодня, например, концерт во «Фронте», в «Полигоне» и «Факультете». Три аналогичных концерта, одна и та же музыка и, даже, в двух из них одна и та же группа. «Последние Танки В Париже» сегодня в двух местах играет. Народ пойдёт и туда и туда. И также народ покупает и кассеты. Если бы в Питере было три панк группы, было бы легче с распространением (улыбается).

Тогда не было бы такого количества покупателей, это всё взаимосвязано. Есть спрос - есть предложения. Хотя это D.I.Y. - тут всё работает иначе.
Миша:
Если это D.I.Y., здесь масштабы нужно учитывать. Для «П.Т.В.П.» 780 кассет это, конечно, не предел, но это уже достаточно много. Другим не удаётся продать и этого.
Рома:
Есть большие мажорные конторы, которые печатают кассеты небольшими тиражами, допустим, 1000 штук и они у них на складе пылятся годами. Например, группа «The Пауки» пять лет назад тиражом в 1000 экземпляров напечатала кассеты, до сих пор они лежат во всех магазинах. Это пример, когда можно напечатать кассеты на большом лэйбле и, во-первых, не получить за это ни копейки, во-вторых, они будут лежать, пылиться на складе и ими никто не будет заниматься. Они засунули их на «Бомба-Питер» - крупнейшая в Питере дистрибьюция. А «Бомбу» не сильно интересуют такие масштабы. Их интересует новый альбом «Zемфиры». Он хорошо продаётся, они им хорошо занимаются: развозят его, клеят свои рекламы, а тут… На самом деле, как это не смешно, какую-то прибыль или какой-то вообще результат можно получить от такой музыки только если занимаешься этим сам. Если ты свою музыку издаешь сам, то, по крайней мере, это окупается. Отдавать свою запись большому дяде не всегда лучше. Мы ходим, клеим небольшие рекламки в магазинах и они работают. Достаточно написать: «Punk/Hardcore спрашивай здесь!» и уже человек реагирует на эту рекламу. Кассеты покупают. Вот мы продавали Via Zuname, московскую группу. Их в Питере практически никто не знает! Ну, или не знал на тот момент. Простые чёрно-белые рекламки, на ксероксе сделанные сработали, люди начали покупать, начало всё это шевелиться. Конечно, не так, как «Последние Танки В Париже» - всего 320 штук продано. Но, во-первых, я один это продавал, а не вдвоём, как в случае с «П.Т.В.П.», но, я считаю, это результат для группы, которую никто не знает, меньше чем за год.

Издаётся тираж кассет. Все кассеты отдаются на реализацию по цене немного выше, чем себестоимость, в магазины. А группа что-нибудь вообще получает с этого?
Рома:
У нас группа получает 10% от тиража. Т.е. группа получает не деньги, а кассеты и, как она с ними распоряжается, это их дело. Кто-то дарит, кто-то продаёт на концертах, раздаёт пришедшим.

Так или иначе, всё это делается за ваши деньги и группа к этому денежного отношения не имеет?
Рома:
К сожалению. Хотелось бы, чтобы люди из группы пришли и сказали: «Вот, Рома, тебе 300 $ - напечатай нам, пожалуйста, тираж. Потом отдашь, если окупится». Но такого не получается.

Сколько магазинов в Питере, в которых сейчас лежат твои кассеты?
Рома:
Штук пятнадцать. И один в Москве.

Плюс заказы, которые присылают тебе из других городов по твоей дистрибьюции.
Рома: Д
а, но это незначительный процент. Может быть, 2-3% от того, что продаётся. Люди ленивые… И я ленивый, и ты ленивый. Есть люди, заостреные на том, как добыть себе кассеты. Человек из Саратова не может себе купить в магазине, он один раз заказал по почте, ему понравилось. Он заболел этой болезнью - он заказывает всё время музыку по почте. А есть человек, тоже, допустим, из Саратова, прочитавший где-то о заказах по почте, вроде как захотелось, заинтересовался, написал письмо: «Хотел бы заказать». Я ему объясняю, как это надо сделать, куда послать деньги. Через месяц он пишет: «Ну, я пока ещё не собрался дойти до почты. Я чё-то забыл, как там почтовый перевод отправляется?». Я ему снова описываю. Через три месяца получаю перевод, отправляю ему, человек получает и потом мне пишет: «Да, всё хорошо, классные группы. Но, вот чё-то как-то долго получилось, долго заказывал, не очень удобно». Люди сами тормозят, а потом говорят: плохо, медленно. Вот ты часто заказываешь что-нибудь по почте?

Нет. Во-первых, если что-то получать, то это только из России. По Украине я не обладаю никакой информацией. Да, я знаю одного чувака из Харькова, который является дистрибьютером, но у него только тяжелая музыка.
Рома:
А что тебе мешает? Вот ты мне говорил: «Хорошо вам в Питере, у вас столько зинов, столько всего хорошего, а у нас в Харькове ни хрена нет». Так пошёл на почту и заказал - в чем проблема? Купил один журнал - в нём будут адреса всех остальных, я тебя уверяю.

Но это будет всё раза в три дороже, потому что это всё из России.
Рома:
Да в какие три раза дороже! Если ты получаешь один журнал за 20 рублей (меньше 3,5 грн.), ты платишь 15 рублей за его отсылку. Если ты покупаешь 10 журналов, ты платишь те же 15 рублей. Тут надо либо договариваться с друзьями, либо покупать 10 разных журналов, но крутиться можно. Также и с кассетами. Больше кассет покупать дешевле - получается опт. Неужели, потратить полдоллара на почту за 10 журналов это много?

Нет, не много… Расскажи о том, как вообще все начиналось в Питере, что послужило толчком для развития D.I.Y.-культуры.

Где-то в 95-ом году к нам стал попадать латвийский журнал «Безумец». Это был как бы первый прорыв D.I.Y., первый шаг. До этого о D.I.Y. знало, условно говоря, 10-15 человек. Примерно в это же время в городе Кирове (не такой уж и маленький - полумиллионный, но и не большой) стал выходить зин Play Hooky. До сих пор выходит, уже вышел 12-ый номер с 95-го года. Вот такая периодичность. Это первые зины, они были сделаны по технологии «вырезал-наклеил», на печатной машинке что-то набивали, картинки клеили, делали макеты, несли на ксерокс. Это была первая информация. Была достаточно многочисленная тусовка анархистов, они делали анархисткий журнал «Новый Свет». Как-то так получилось, что они начали распространять и панк-журнал «Безумец». И когда он попал сюда, был прорыв, как-то зашевелились люди, кто-то что-то узнал. Некоторые начали делать журналы, появился, например, зин «Ножи & Вилки» - это была бомба. Они стали продавать его на концертах, чуть ли не заставляя его покупать. В «Безумце», кстати, очень хорошо описано как редактор, Конь его зовут, продавал свои журналы: «Подхожу на концерте к здоровенному панку и говорю: ‘’Эй, ты, мудак, купи журнал, для тебя же делалось, сволочь!’’». Буквально силой у человека отнимать деньги за этот журнал и втюхивать ему. Всё это действительно так и начиналось. А потом один человек прочитал «Ножи & Вилки» и говорит своему другу: «Слушай, Петька, я тут увидел такой журнал, он на Cool совсем не похож. Может, почитаешь, там, в общем-то, прикольно, про панк-рок пишут!». Петька читает этот журнал, несёт, условно в свою группу студенческую или в свой класс, говорит: «Слушайте, парни, я, блин, увидел журнал! Оказывается, у нас в городе не только Cool делают. Есть ещё!».
Миша: Да, и двадцать человек начинает вместе рвать джинсы, стричь волосы? Это такая картина маслом, на самом деле, всё тоже не так бодро. Конечно, сидеть на месте бессмысленно и ждать, что кто-то за стенкой готовит для тебя журнал. Если уж ты считаешь, что это нужно, лучше сделать что-то самому.
Рома: Но сейчас я уже думаю, что в Питере настолько сильная, плотная сцена зинов, что как раз самому что-то придумывать - изобретать велосипед. Мне кажется, нужно просто вливаться уже в существующие журналы.

Сколько журналов интересных, по крайней мере, есть в Питере? На вскидку.
Рома:
Если брать не чисто питерские, а, вообще, русскоязычные журналы, которые в Питере ходят, 10-12 журналов, действительно интересных. Мощные, достаточно толстые, с хорошими качественными материалами. Ну, и есть множество журналов с описаниями «Как мы с дружком Вовчиком пили портвейн на панк-концерте». Когда писать особо не о чем, больших событий не происходит, а хочется. Вот и получаются такие описания концертов, что тот-то в том-то месте столько раз проблевался и тому подобное.

А лэйблов?
Рома:
Примерно столько же.
Миша:
Если считать лэйблами, то, что издаёт с какой-то периодичностью хоть что-то. То есть, те, которые действительно работают. Они все, в общем-то, в магазинах представлены.
Рома:
Питерские лэйблы в питерских магазинах. Московских лэйблов я знаю два и они свои релизы в магазинах не ставят. Мы с ними активно меняемся: наши релизы на их релизы, и их релизы мы продаём, а они - наши.
Миша:
Сделать журнал и издать кассету, я думаю, по силам любому. Если поставить цель, если ты считаешь, что вот этот материал должны действительно прочитать или услышать, то в масштабах города это можно сделать. Не самому сделать журнал, а закинуть наживку, набрать материала у всех своих знакомых и издать. Можно сложиться вдесятером и напечатать тираж кассет. Только, конечно, найти таких десять человек очень непросто.
Рома: Но возможно. Хочется сказать, что это просто - это может каждый! И заказать кассеты просто, и заказать журналы просто, и сделать журнал и издать кассету своей группы очень просто. Уж в группе всяко 3-4 человека играет, каждый из них заинтересован в том, чтобы этот материал был издан. И на четверых те же 200 $ найти легче, чем одному. А деньги нашлись - дело техники, было бы желание.

Ok. Спасибо большое, за это интервью.

Источник:Тарас Шостенко. фэнзин БОЛТЫ & ГАЙКИ №4 (Харьков, Украина)






Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!