ХИП-ХОП - ВСЕМИРНЫЙ ЯЗЫК МОЛОДЕЖНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ!
Многие наши родители думали, что все это лишь юношеская причуда, когда их
дети-подростки напялили свисающие до бедра джинсы, и футболки на выпуск.
Однако этой "причуде" уже почти 30 лет - еще в семидесятых хип-хоп появился
на афро-американской городской сцене. Хип-хоп - cногсшибательный коктейль
из падающей водопадом музыки, ритма, одежды, мировоззрения и поэтических
текстов. Он стал всемирной подпольной культурой сопротивляющейся молодежи.
Но он же стал и модой, и хорошо продаваемым товаром. В прошлом году рэп,
один из элементов хип-хоп культуры, стал самым покупаемым музыкальным жанром
в США. Именно здесь кроется его главное противоречие и поле сражения
настоящих последователей хип-хопа.
ХИП-ХОП - ПЛАНЕТАРНАЯ КУЛЬТУРА!
Все начиналось в черных и латиноамериканских кварталах Америки, но уже
сейчас в любом крупном городе земного шара есть рэпперы, рассказывающие о
своих проблемах. Они используют сходную музыку, тексты и одежду. Но в каждом
регионе мира молодежь адаптирует американскую основу к местным особенностям.
В ЛОНДОНЕ, выброшенная за борт сытой жизни восточно-индийская молодежь
смешивает индийские мелодии и язык хинди с английским рэпом и использует все
это как уличную форму протеста. В ПАРИЖЕ еврейская, восточноевропейская и
западноафриканская молодежь через хип-хоп и рэп рассказывает о своих
проблемах и напрягах: бедности, жестокости полиции, тюрягах. Все смотрели
легендарный французский видеофильм "Ненависть"? В ЯПОНИИ поклонницы хип-хопа
используют его, чтобы показать глубину угнетения и дискриминации женщин.
Хип-хоп, по праву, стал универсальным инструментом для повествования о делах
на общественных "окраинах". Компакт-диски же разносят эти "повести" и
"рассказы" по всему свету.
ВОН БУРЖУЕВ ИЗ ХИП-ХОПА!
Но ошеломительный успех хип-хопа расколол его. Прохиндеи поняли что на нем
можно заколачивать нехилые бабки. Коммерциализация, погоня за прибылью
сгубила немало талантливых рэп-коллективов. Многие "модные" певцы изображают
из себя крутых гангстеров, поют о бабках, власти и преступлениях, часто
неуважительно отзываются о женщинах. Да, "gangsta"-стиль появился в начале
90-х в США и был подлинной реакцией на стремительно растущую бедность,
безработицу и тюремный опыт подростков из гетто. Но сегодня все эти MTVишные
певцы-"гангстеры" вышли отнюдь не из гетто, не из бедствующего народа. Они
просто используют хип-хоп только ради того, чтобы набить карманы деньгами.
Они, по-сути, ультра-буржуи, восхваляющие философию чистогана. Они -
порождение вездесущего корпоративного шоу-бизнеса, глобальной музыкальной
индустрии, пытающейся поставить под свой контроль всех и вся. Хип-хоп
пытаются купить жирные задницы, на нашей музыке сопротивления пытаются
нажиться всякие проходимцы и крупные музыкальные корпорации! Давайте
спросим наших "любимчиков": "Хорошо, черт с тобой! Ты зарабатываешь бабки,
но что ты собираешься сделать для простых людей?" Ответ, надеемся,
понятен... Наш ответ - ВОН ИЗ ХИП-ХОПА! ПОДЛИННАЯ ТРАДИЦИЯ ЖИВА!
Но есть и те, кто не порвал с радикальными корнями хип-хопа. Существует
очень много подпольных исполнителей, которые сохранили критическое отношение
к окружающей нас Системе Насилия и Унижения. Недавно около 20 известных
исполнителей в штатах записали альбом против зверства копов, этот сборник
послужил реакцией на убийство полицейскими безоружного латиноамериканца
Амадео Диалло в Нью-Йорке. Другой альбом - "Mumia 911"- посвящен
легендарному чернокожему журналисту Мумиа Абу-Джамалу, отстаивающему
права национальных меньшинств и брошенному за это за решетку. Его возможно
ожидает смертный приговор (подробней см. в №11 "Автонома"). Также выпущен
сборник "America is Dying Slowly" ("Америка медленно гибнет") - о
распространении СПИДа среди чернокожих. Есть множество и других достойных
примеров подлинного хип-хоп активизма. Слушая такую музыку, люди узнают,
что творится в мире. Часто только отсюда можно узнать о реальном положении
отчужденных групп молодежи, об их чаяниях и бедах. Слушая настоящий хип-хоп
мы начинаем критически относится к окружающим общественным порядкам, мы
начинаем искать альтернативу. О хип-хопе уже читают лекции в американских
университетах. Танцоры брейка, граффити-художники, рэпперы и ди-джеи
(представители четырех составляющих хип-хоп культуры) собираются на свои
тусовки и обсуждают политические, экономические и культурные идеи. Они хотят
изменить существующее общество. Они стремятся к более свободному и
справедливому миру. Они пытаются сопротивляться шоу-бизнесу и выйти из под
контроля Капитализма и Государства! Мы тоже! ПРИСОЕДИЯЙСЯ!
PUBLIC ENEMY: скажи на чьей, на чьей ты стороне?
Это в высшей степени авторитетная рэп-группа, величайшие "политики
хип-хопа". Их дебютный альбом "Yo!Bum Rush The Show" являлся настоящей
революцией в рэп-музыке! "Я не хотел считывать о том, какой я крутой и
выдающийся... Моя фишка была в том, что я не хвастался собой и не боролся
с микрофоном с братьями. Я хотел бороться с устоями и поднимать культуру
черных на высокий, достойный уважения уровень" -- Chuck D Чак - автор
большинства песен группы, выделяющихся особой социально - политической
остротой - "...one of the most politically and socially conscious artists
of any generation...." PE (особенно ранний) - это был совершенно новый,
дерзкий взгляд на Америку - взгяд глазами чернокожего, поклявшегося говорить
только правду о полиции, белых расистах и политиках, которым наплевать на
народ. Этакие социально-политическая лозунги-разоблачения, написанные
экстравагантной смесью из игры слов, cлэнга и цитат черных лидеров того
времени. Назойливый звук. Агрессивная ритмика. Совершенно невообразимое
использование сэмплов, шорохи и хрусты, множество просто непонятных звучков,
создававших умопомрачительный музыкальный коллаж, ставший фирменной маркой
Enemy!
Они были последовательны и незамедлительно расстались с одним из своих
коллег, когда тот допустил антисемитские реплики. Позже Professor Griff
пересмотрел свои взгляды и вернулся в группу. В апреле 98-го они выпустили
диск "Не Got Game", где банда отошла от того, за что их любили. Тексты менее
остры, музыка примитивна - нет сумасшедших миксов в стиле старого
Terminator'a, наоборот, в заглавной теме - какие то смазливые фишки и
тупая гитарная линия из двух ноток. В последующих интервью Chuck намекал
на давление со стороны лейбла Def Jam, который отличается подобным
отношением к своим артистам. Это очень похоже на правду, так как такое
мнение высказывал не только Chuck. Немного позже, под конец года Public
Enemy порвали с Def Jam. И вроде бы прошло время скандалов вокруг рэпа и
рэп-песен, но и тут Public Enemy умудрились вызвать недовольство у
общественности. Их песня "Swindler's Lust" была названа антисемитской,
хотя тема песни совсем, то есть абсолютно, о другом - песня о лейблах
имеющих во всех смыслах слова своих артистов.
СЛУШАЙТЕ РЭП! БУДЬТЕ БУНТАРЯМИ!
За предоставление статьи огромное спасибо журналу
Автоном.