новостиафишарецензции статьимузыкаF.A.Q.
проекты дистроансамблиссылкифорум чат





Опрос питерского фэнзина "Войс": Что такое панк-дизайн?


    Довольно сложно отнести этот материал к какому-либо жанру. Это интервью, и исследование, и просто мысли вслух, абсолютно разные, необычные. Так как герои также совершенно разные и неординарные люди, но объединяет их всех интерес/привычка/страсть к дизайну. Хотя, так или иначе, страсть к дизайну присутствует в каждом из нас: мы стремимся организовать всякое, даже минимальное, свободное (от дизайна) пространство, придать ему  подобающий  вид, пометить его собственной рукой. Чего мы добиваемся? Наверное, хотим украсить. Дизайнерство особенно актуально для панк/хардкор среды. Любому, кто выбирает какое-либо занятие во всем многообразии DIY-деятельности, приходится становиться дизайнером. И тогда перед человеком открываются необозримые пространства  непрофессионализма  и свободы: никто не указывает тебе, что делать, не давит своим авторитетом, ты можешь заново изобрести колесо, экспериментировать, фантазировать. Главное   вовремя остановиться: неуемность сам-себе-дизайнеров способна отпугнуть от чего угодно. Ведь дизайн это не цель, а проводник той или иной идеи. В ней, в этой идеи   ценность. Дизайн   как набор букв, неповторимое сочетание которых доносит до людей то, что ты чувствуешь. Если идея есть, если она уникальна, важна, красива, то дизайн призван лишь подчеркнуть ее красоту, перевести на понятный для других язык восприятия. А некачественный дизайн   это непросто некрасиво. Он искажает, перевирает и, в конце концов, уничтожает идею.

    Где-то я прочитала следующие мысли по поводу Будущего дизайна   фантазия, но намек ясен:  после катастрофы будет меньше сырья, меньше товаров, меньше рекламы и меньше дизайнеров. Больше не останется ни роскошных справочников, ни утонченных приглашений на бумаге кремового цвета, призывающих принять участие в шикарной вечеринке. Телефонные звонки и и-мэйлы останутся без ответа, вэбсайты   без посетителей. Станет меньше бумаги и больше деревьев, меньше машин и больше пешеходов, меньше воздушных перевозок и больше воздуха. Люди будут менее подвержены влиянию визуальных имиджей и рекламных картинок и станут более внимательны к пространствам, разделяющим их. И они назовут эти, не подвергшиеся дизайну, пространства ПРИРОДОЙ . (Ulia.)

    Наших героев мы попросили порассуждать на тему, как складываются отношения между панк-культурой и дизайном, и что такое панк-дизайн. Вот те люди, с которыми мы разговаривали:

Андрей Отшивалoff (Москва): оформление альбома Unconform, Kassandra, Squat Tag Banda, флаеры Old School Kids, афиши, работает дизайнером. (Off)
Денис Градов (Москва): принимал участие в оформлении зина  "Взорванное Небо".  (ДГ)
Николай  Chthon  Куприянов (Москва): арт-директор в BIOS Design group. (Chthon)
Паша Волошин (Москва): One Voice Compilation, фирменный стиль Old School Kids, работает дизайнером. (ПВ)
Крилаз (Литва): альбомы Bramborak, Bora, сплит Endstand/Bora и другие релизы Kablio Muzika, флаеры, афиши. (KZ)
Джордж (Питер):  Ножи И Вилки ,  Get Up  zine, Not LG tapes. (Д)
(К сожалению, остальные питерцы нас задинамили с ответами. Обидно.)

А вот наши вопросы и их ответы:

Как бы ты объяснил, что такое дизайн, человеку который даже не знает такого слова?

KZ: Я уверен, каждый имеет свое представление о том, что такое дизайн. Для меня это просто визуальное выражение чего-то, несущее эмоциональную, ментальную нагрузку.

Off: Дизайн - это то, что создаёт визуальный образ чего-либо, будь то пластинка, зин или чайник. Благодаря ему часто возникает желание приобрести ту или иную вещь, а бывает просто приятно рассматривать, наслаждаться мастерством дизайнера. Это сфера современного визуального искусства.

ДГ: Для этого можно использовать целый ряд различных вариантов, способных в доступной форме разъяснить такому человеку, что такое дизайн. Вот несколько из них. Основная форма разъяснения (вербальная):  Дизайн   это создание новой формы какого-либо предмета, обстановки или вида, содержащее в себе особую гармонию или упорядоченный хаос . Или. Покопавшись в груде столовых приборов, извлечь оттуда несколько вариантов вилок. Как правило, они отличаются друг от друга строгостью линий, либо чрезмерным нагромождением резных узоров, а также различной формой зубцов. Дать человеку сравнить эти непохожие друг на друга предметы, попросить выявить их отличия, а затем привнести в них собственное дополнение. Искореженные зубцы вилок, торчащие в разные стороны, а также их скрученные в немыслимые формы стальные тельца, откроют этому человеку глаза на загадочное слово  дизайн . И это он сделает собственными руками!

Chthon: Посмотри вокруг, дизайн окружает тебя, все, что сделано человеческими руками, имеет форму, цвет, особенности искусственного материала - это и есть дизайн. Когда ты включаешь чайник, обрати внимание на его форму, его придумал дизайнер. Внешний вид твоего CD-player`а и автобусную остановку, заставку телепередачи и обложку любимой пластинки, все это придумал дизайнер. Человечество живет в некой искусственной визуальной среде, дизайн, как искусство, формирует ее. В глобальном смысле современный дизайн создает саму реальность окружающей среды.

ПВ: Дизайн   это когда безликим вещам делают новое, непохожее на других лицо.

Д: Дизайн [от слова design из языка, прозываемого английским, и означает   замысел, проект, чертеж, рисунок]   это термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности. И да позволено мне будет добавить, что в узком смысле это означает   художественное конструирование.

Существует ли такое понятие как панк/хардкор дизайн? Что это такое, в чем его особенности, чем они обусловлены?

KZ: Я уверен, что такое понятие как панк/хардкор дизайн существует и играет очень важную роль. Ну, скажем, посмотрите на хардкор-релизы, фэнзины, постеры, флаеры и т.п. Вы приходите в музыкальный магазин, и первое, на что вы обращаете внимание,   это оформление обложки. Или, например, вы идете по улице и замечаете афишу, сообщающую о предстоящем концерте, замечаете, потому что она выглядит  по-панковски . Я не знаю, почему так произошло, где корни этого стиля, но он определенно имеет свои особенности и эксклюзивность.

Off: Да, такое понятие существует. Панк/хардкор дизайн - это, прежде всего, полная свобода творчества. Тут нет никаких ограничений и условий, кроме некоторых технических возможностей и умения. Внутри панк/хардкор культуры существует множество направлений, имеющих свои особенности как в музыке, так и в дизайне и другом антураже, хотя, естественно, между ними много общего, так вот, именно этими особенностями обусловлена специфика дизайна внутри панк/хк культуры. По дизайну очень часто можно идентифицировать музыкальное направление. Я не стану описывать характерные особенности стилей, но вот могу привести в пример дизайн одного из альбомов американцев Good Clean Fun. Он имеет четыре разных дизайна: краст, хардкор, блэкметал и эмо   ребята повеселились на славу, да и у слушателей имеется шанс выбрать наиболее понравившийся вариант оформления. Мне кажется - замечательно. Специфика каждого из направлений музыки напрямую связана с тем, как эта музыка оформляется, потому что очень часто этим занимаются сами музыканты. Бывает и так, что дизайн совершенно не соответствует музыке, содержащейся на пластинке. Но всё-таки главная особенность всего панк/хардкор дизайна   это свобода творчества. На мой взгляд, не должно быть никаких границ кроме тех, которые установил сам художник.

ДГ: Безусловно! Путь становления панк-дизайна можно проследить ещё с семидесятых годов прошлого века, когда люди в Англии смогли визуально оценить работы Jamie Reid, который тесно сотрудничал с музыкантами из Sex Pistols. Его  визитной карточкой  стали коллажные работы с особым шрифтом, сделанным в виде  вырезанных  букв. Все его труды содержали в себе скандальную подоплеку, например глумление над Британской королевской семьёй, анархистские лозунги и наезд на капиталистическую систему. Ещё одной классикой панк-дизайна являются оформления пластинок группы Crass, а именно трафаретный шрифт вкупе с политическими иллюстрациями. Далее пути развития панк-дизайна развивались в различных направлениях, привнося в общий котёл дизайнерской мысли всё новые и новые новаторские идеи. На мой взгляд, самыми интересными идеями в этой области являлись и продолжают являться работы тех людей, которые используют не только современные технологии, но и прикладное искусство. Большинство работ, созданные собственными руками (хэнд-мэйд), по-прежнему удерживают планку лидерства в огромном мире дизайнерского искусства. Как правило, они являются самыми тёплыми и искренними, но малотиражными, что в свою очередь вводит их в один ряд с настоящими произведениями искусства. Надо отметить, что подавляющее большинство работ в области панк/хардкор-дизайна непосредственно связаны с d.i.y.-этикой, поэтому панк/хардкор-дизайн и остаётся самым прогрессивным: никто не может навязывать что-либо художнику, никто не может кастрировать его идеи, а сам художник не стремится подстраиваться под кого-либо, чтобы иметь финансовый доход в этой области. Взаимосвязь панк-дизайна и d.i.y.-этики, по своей сути, является неистощимым источником новых и открытых для всех идей, вынашиваемых не только в умах, но и в сердцах, душах художников-дизайнеров.

Chthon: Графическая культура в панк/хардкор среде развита на самом высочайшем уровне. Практически все релизы и многие зины прекрасно оформлены. Но говорить об отдельном направлении в дизайне я не стал бы. Слишком разнообразны стилистические приемы. Часто это удачные мультикультурные заимствования, уход в ретро, dark-art, экспериментальная типографика. Все это говорит о высоком уровне дизайнеров, их широком кругозоре и свободе в выборе графического решения. Нет рамок стиля, значит, нет и самого стиля. Или это и есть стиль? Эстетика хаоса, свобода сочетать несочетаемое, саморазрушение и самосозидание, стихийный дизайн, эмоции, выплеснутые шрифтом, линией и пятном на чистое поле бумажной афиши или флаера, замершие на миг перед тем, как уйти в небытие, быть сорванными, растоптанными, смятыми и выброшенными. Ведь жизнь дизайна кратка как оргазм, и так же ярка.

ПВ: Да, конечно, есть такое понятие как панк/хардкор дизайн. Характерными чертами панк-хк-дизайна являются: 1)контрастное, обычно черно-белое изображение (обусловлено тем, что большой процент полиграфии размножается при помощи ксероксов и ризографов). 2)очень часто оформление носит социальный характер. 3)новаторство (в связи с тем, что очень многие материалы изготавливаются не стандартными методами, а руками).

Д: Не думаю, что панк/хардкор дизайн   что-то уж такое особенное. Может быть, под ним понимаются какие-то клише, типа лого Sex Pistols, вырезанные буквы из газет, журналов, трафаретные надписи по периметру пластинки в духе Crass Records и т.д. Скорее, заслуга панка в том, что он вывел такие формы дизайна, как коллаж, cut n paste и т.д. на гораздо более широкий уровень, показал, что можно создавать произведения искусства минимальными и неожиданными средствами. Что касается непосредственно особенностей дизайна панк/хардкор продукта, то его особенности обусловлены (в идеале, конечно) определенной свободой мысли, отсутствием каких-либо клише, желанием выразить свои чувства, эмоции.

Есть ли у тебя тот идеал дизайна, на который ты ориентируешься?


KZ: Мне нравится, как Jacob Bannon оформляет обложки СD, так же многие работы с лейблов Hydra Head и Trustkill, или... ну, не знаю, так много хороших работ на разных лейблах, сделанных разными авторами. Что касается Европы, я всегда уверен в дизайне Coalition Records и зина Reflections. Их дизайн такой тонкий, верный.

Off: Идеала у меня нет. Я отсматриваю кучу различных работ: что-то из них мне нравится. Так я развиваюсь и пополняю свой опыт. Я нахожусь в постоянном поиске и не хочу останавливаться на достигнутом. Идеал - это совершенство, но кто знает, что это такое?

ДГ: Как я уже говорил в своём вступлении к ответам на эти вопросы, я не являюсь человеком, который вплотную связан с дизайнерским искусством. Моё отношение к дизайну находится скорее на потребительском уровне, чем на созидательном, хотя моя голова иной раз буквально кишит различными интересными (на мой взгляд) идеями, которым пока не суждено появиться на свет в виде тех или иных продуктов личного или коллективного творчества. Надеюсь, что в будущем я смогу найти применение этим идеям, в связи с двумя намечающимися проектами, которые очень важны для меня на сегодняшний день. Я пытаюсь создать свой маленький лейбл, и довести до конца работу над первым номером моего зина  Проксима . Я очень уповаю на сотрудничество с некоторыми людьми, которым небезразлично моё начинание, и которые, в свою очередь, гораздо больше продвинуты на этой стезе, чем я. Что же касается непосредственно этого вопроса, то я могу отметить для себя, в качестве некоего ориентира в предстоящей работе, концепцию хэнд-мэйда и минимализма.

Chthon: В каждое время жили люди, так или иначе оказавшие влияние на современников и последующие эпохи, а мы живем, можно сказать, в самом конце времен, когда все предшественники одновременно воздействуют на настоящее. Сейчас нет основного стиля, направления, все смешалось и стихия хаоса властвует безраздельно+ Для меня актуальны  Бердслей и Эшер, Лисицкий и Родченко, Невил Броуди и Дэвид Карсон, Стефан Загмайстер, Emigre и Tomato Project. Во время, когда смешиваются готические шрифты с полароидным фотоснимком и трехмерной графикой, идеала не существует. Но может он еще родится, в вечной битве Хаоса и Закона?

ПВ: Выделить идеал в дизайне очень трудно. Есть много мною любимых работ, но всегда трудно выбрать что-то одно. Расскажу лучше про любимые направления в панк-хк-дизайне. Первое   это, конечно же, афиши. Объективно говоря, ни в одном направлении я не встречал такого разнообразия и такой дизайнерской плодовитости. Это реальное величие. Второе   это всевозможные коробочки и буклеты для кассет, пластинок и компакт-дисков. Тут нужно отдать должное коллективам с  ЭМОциональной  направленностью. В дизайне упаковок для муз. носителей они на первом месте. Ну и третье   это рисунки на майках. Тут панк-дизайнерам удалось посрамить металлических коллег с их бесконечно пафосными лицами кумиров. Да и много кого ещё.

Д: Нет. Конечно, мне нравятся некоторые дизайнерские наработки и решения, но использовать их снова и снова неинтересно. Гораздо интереснее не повторяться, а делать что-то новое. И даже найдя это  новое , не останавливаться на нем, а продолжать двигаться дальше.

Оказывает ли панк-дизайн влияние на дизайн в принципе, на его развитие?

KZ: Я бы не стал так утверждать. Конечно, и панк и нормальный дизайн взаимосвязаны, и один перенимает свойства другого и наоборот. Это очень сложная тема, для длинного разговора. Честно говоря, я недостаточно думал об этом.

Off: Конечно!!! Я, например, считаю Карсона панком в дизайне! Броуди туда же. Вообще, очень много взаимопроникновений. Известные и крутые дизайнеры что-то берут от андеграунда и, наоборот, хотя известный факт, что в андеграунде гораздо чаще рождается новое и необычное.

ДГ: Думаю, что да, поскольку люди, работающие в области панк-дизайна и наделённые особой категорией мышления, присущей таким людям, могут иметь постоянную работу в различных дизайн-студиях, фэшн-студиях и т.д. Не исключено, что идеи, воплощённые в панк-дизайне, могут быть непроизвольно или запланировано внедрены в различных областях этого искусства и оказывать на них влияние. Этакий неконтролируемый вирус, который не всегда легко распознать.

Chthon: На самом деле - нет. Большинство из современных приемов радикального дизайна придумано еще в начале 20-х годов. Можно выделить несколько ключевых фигур, оказавших влияние на современный дизайн, и многие из них были задолго до появления панк/хардкора. А современное развитие дизайна настолько хаотично: направления концептуально противоположные могут переплетаться в рамках одной субкультуры, или, наоборот, один и тот же стиль может существовать в самых далеких друг от друга культурных течениях. Сплошные заимствования и эклектика.
Другое дело, что панк-дизайн может своим особым образом воздействовать на окружающую визуальную среду, нести определенную идею, заложенную его создателем, бунтовать, попирать чьи-то устои и формировать чье-то мировоззрение.

ПВ: Не сомневаюсь, что оказал.

Д: В определенной степени, да, впрочем, как и любой другой дизайн. Просто свою революцию панк-дизайн уже совершил: наивно ожидать от него чего-то еще, способного перевернуть мир.

Насколько важен дизайнерский профессионализм в панк-культуре? Или здесь большее значение имеет желание и искренность? Как ты определяешь для себя степень профессионализма?

KZ: Я никогда не определяю степени профессионализма. Профессионалы зарабатывают на жизнь тем, что они делают, и чаще всего делают всякую дрянь, которая им самим не нравится. Разумеется, есть исключения, но в общем, Я согласен с тем, что дизайн в панк-культуре играет очень значительную роль, так же, как и все остальные аспекты выпуска релизов. Тебе не обязательно быть суперопытным дизайнером, все дело во вкусе. Если у тебя есть способности, то ты можешь сотворить произведение искусства при помощи ножниц и пары старых журналов.

Off: Дизайнерский профессионализм, ну фиг знает, конечно, очень приятно, когда ты видишь очень круто и правильно сделанный дизайн, но часто бывает, что  человек делает офигительнейший дизайн, хотя образования профессионального не имеет. Просто дарован талант человеку и всё. А степень этого самого профессионализма я определять не собираюсь. Незачем это, если работа нравится, мне всё равно кто её сделал, профессионал или самоучка.

ДГ: Мне кажется, что профессионализм в панк-дизайне не важен, т.к. многие интересные идеи рождаются и воплощаются людьми, не наделёнными профессиональными навыками в этой области, но способными к креативному мышлению. По сути, панк-культура - это кладезь талантливых людей от природы,  самородков . Если профессионализму позволить занять лидирующую позицию в этой области, то он может внести туда определённые незыблемые схемы и штампы, потеряв контакт с природным чутьём и восприятием, которые наделяют панк-культуру. Я не имею ничего против профессионализма, просто я хочу, чтобы люди, имеющие врождённое художественное чувство, не оказались за бортом в панк-культуре, также как и в повседневной жизни. Именно эти люди способны вносить всё новые и новые прогрессивные идеи, которые многим профессионалам могут и не сниться, или же казаться полнейшим абсурдом. А профессионализм - это дело наживное, и не следует делать на нём акцент!

Chthon: Конечно, простого желания и искренности недостаточно, необходим определенный профессиональный и культурный уровень, базовый набор знаний. Иначе как донести свою идею пластическими средствами, как добиться максимального результата в визуализации образа? Но важнее всего внутреннее чутье, чувство стиля, врожденная предрасположенность. Я могу с профессиональной точки зрения определить степень профессионализма другого человека, умение работать со шрифтом, цветом, материалом, но важно другое: идея, энергетика, самобытность решения. Здесь, как и в панк/хардкор музыке, иногда слышишь, что люди  играть толком не умеют, но энергетика прет чудовищная. Талант важен.

ПВ: Я уверен, что профессионализм, конечно, важен. Точнее даже не профессионализм, а понимание того, что ты делаешь. И если человек решил попробовать себя в качестве дизайнера, он просто не может не интересоваться работами других авторов. Очень важно уметь увидеть в обыденных вещах, что-то необычное. В принципе очень важна идея. Не знаю, насколько важна искренность. Думаю, что, грамотно обманув, тоже может родить шедевр. Желание, несомненно, нужно, без него никуда.

Д: Желание и искренность, естественно, имеют решающее значение в панк-культуре, но и дизайнерский профессионализм им не помеха. В любой области надо стремиться делать свое дело лучше. Степень профессионализма, наверное, стоит определять по конечному продукту, насколько он выделяется в лучшую сторону среди подобных себе.

Пару слов о российском дизайне?

KZ: Я практически не видел достойных работ литовских и российских дизайнеров. Сказывается недостаток опыта и культуры вообще. К тому же у нас пока слишком мало внимания уделяется визуальному аспекту продукции.

Off: Ну а что тут говорить? Дизайн в российской панк/хардкор сцене, как и сама сцена, находится на стадии развития, хотя уже достаточно примеров очень хорошего и профессионального дизайна, особенно это касается зинов:  олд скул кидс  был первой ласточкой, и вот второй номер  "Войса"  - тоже просто супер! Будем надеяться, что всё будет развиваться.

ДГ: Я обожаю дизайн 50 - 60-х годов. Все эти округлые формы уличных автоматов с газированной водой, бензоколонок, автотранспорта, холодильников и радиоприёмников! Весь этот стиль в одежде! Все эти киноафиши! ЭТО ОЧЕНЬ СОЛНЕЧНО! Надеюсь, что вы меня поняли.  

Chthon: На российском дизайне выросли все звезды мирового дизайна. 20-е года: Татлин, Родченко, Лисицкий явились основоположниками основных, определяющих тенденций дизайна всего двадцатого века. Как один из устроителей фестиваля графического дизайна  Графит , я могу отметить, что и сейчас в России есть очень сильные молодые дизайнеры. Пока их не очень видно, но все еще впереди:-)

ПВ: Ну что сказать, современный российский дизайн удручает своим однообразием и скупостью. Честно говоря, даже не хочу об этом говорить. Есть у меня, конечно, и среди наших дизайнеров свои кумиры, но их настолько мало. Их работ практически не видно, только в тематических журналах и на выставках. Очень ценю работы оформителей двадцатых-тридцатых годов. Афиши братьев Стенберг, на них можно смотреть бесконечно. Плакаты Родченко   без комментариев. Эл. Лисицкий, да что тут говорить, все эти прекрасные люди, давно вошли в учебники по графическому дизайну.

Д: Если имеются в виду панк/хардкор фэнзины, то с дизайном там плохо. Конечно, есть и объективные причины: не каждый имеет, не то что компьютер, но и пишущую машинку, многие занимаются этим впервые в жизни. Но пора уже и начинать расти в творческом плане; период ученичества, можно сказать, прошел. Все возможности есть, все в наших руках. И какой-то прогресс уже есть: я знаю, по крайней мере, несколько российских панк/хардкор зинов, где уделяют достаточно внимания и содержанию и внешнему виду. Надеюсь, что их число будет увеличиваться.

Что касается журналов (в первую очередь панк/хардкор зинов наших и зарубежных), как, ты считаешь, должны строиться отношения между содержанием и внешним видом, что важнее и т.д.?

KZ: И содержание и внешний вид важны одинаково. Конечно, зин не может существовать без интересного содержания. И некоторые журналы делают упор именно на содержание, как, например, политические. Но музыкальные   другое дело. По-моему, они должны быть произведением искусства, в этом их концепция.

Off: Считаю, что дизайн зина должен помогать понять содержание, а содержание должно выглядеть красиво и способствовать хорошему дизайну и вёрстке. Отношения между ними должны быть самыми тёплыми и, главное, взаимными.

ДГ: Уф! На мой взгляд, лучше иметь  золотую середину . Всегда приятно, когда ты можешь извлечь из зина интересную и необходимую информацию, вкупе с необычным и радующим глаз дизайном. Но, к сожалению, не каждый способен найти и дать тебе эту  середину . Безусловно, содержание ценится мной гораздо выше, чем внешний вид самого издания. Если зин выглядит на все сто, но содержание его равно нулю, то место этого зина на ближайшей помойке!

Chthon: Главное, чтоб все выглядело целостно, задача дизайнера максимально адекватно подавать материал, очень важна работа с текстом. Текст для дизайнера, как глина для гончара, можно сделать изысканный кувшин, можно незамысловатый горшок, а можно и просто ком слепить. Вот кувшин: глина   это авторский  текст, вода в кувшине   смысл текста, форма кувшина или простого горшка   визуальная подача, дизайн. Форма разная, смысл остается+ а когда ком из глины, то и смысла уже нет, нечитабельно:-)))

ПВ: Журналы, конечно, в первую очередь предназначены для чтения. Но голый текст   это не журнал. Всем приятно держать в руках грамотно оформленный, с картинками, правильными заголовками, шрифтами, удобный для чтения зин. Очень трудно разделить здесь текстовку и оформление. Одно дополняет другое. Среди наших журналов могу выделить Old School Kids, Voice, Positive, Утопия. Не журналы   а просто сказка. Очень круто оформлены.

Д: Важно и содержание, и внешний вид. В наше время изданием фэнзина никого не удивишь, значит, надо больше внимания уделять не факту издания фэнзина, а содержанию и внешнему виду. Конечно, каждый издатель сам выбирает, что ему больше нравится. Но, в общем, я считаю, что содержание и внешний вид должны дополнять друг друга.

Было ли когда-нибудь, что, посмотрев на свое творение, ты шепнул сам себе: это же шедевр века!? Если серьезно, каково твое отношение к себе как к дизайнеру?

KZ: Есть несколько постеров, которые мне нравятся, но я не думаю, что мне действительно удаются оформление для релизов. Может быть, оформление альбома Non-Skid ничего,, хотя оно довольно традиционное. И да, еще Kablys#10 CD-компиляция. Она мне точно нравится. Я не считаю, что в моих работах что-то особенное, поэтому я оценил бы себя как среднего дизайнера.

Off: Мне очень тяжело себя оценивать. После завершения какой-либо своей работы, я ощущаю удовлетворение от сделанного в большей или меньшей степени, а спустя какое-то время происходит переоценка, и я понимаю, что можно было бы сделать по-другому. Каждая новая работа - шаг вперёд, путь к самосовершенствованию.

Я надеюсь, то, что я сделал, доставляет кому-то радость и удовольствие. Спасибо за внимание ко мне, как к дизайнеру.

ДГ: Ха, это мне не грозит, поскольку моя самокритичность никогда не позволит прошептать подобные слова. Я слишком беспощадно отношусь ко многим своим работам, подвергая их тотальному уничтожению, независимо от того, будь это полноценные рисунки, наброски или какие-то литературные потуги. То, что остаётся в живых, для меня не более чем немой упрёк в том, что я это когда-то не уничтожил.

Chthon: Какие шедевры? Чем больше работаю, тем больше понимаю свою ничтожность, и с каждым новым  творением  лишь открываются все новые и новые  горизонты, куда надо стремиться, обучаясь и совершенствуясь.

ПВ: Не буду скрывать, бывает, в процессе работы над некоторыми проектами я смотрю на своё творение и думаю, какой же я крутой. Но постепенно это чувство притупляется. И вообще, чем меньше смотришь на свои работы, тем лучше к ним относишься.

Д: Пока еще рано говорить о таких результатах, но, я думаю, они будут. Все же я занимаюсь дизайном еще относительно недолгое время. Все впереди.


В оформлении использованы иллюстрации из канадского журнала Adbusters








Алкоголизм - плохо!

Выращивайте овощи! Ешьте вегетарианскую пищу!

Получи, фашист, гранату!

НеЖестокая одежда!

Сексизм - глупые предрасудки!